Сочинение по русскому языку для ЕГЭ 2023 — шаблон

Чтобы получить максимальное количество баллов на ЕГЭ по русскому языку, следует не только изучить произведение и порассуждать на темы, поднятые автором, но и ознакомиться со структурой самого сочинения. В данной статье можно ознакомиться с шаблоном сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2023 году.

Структура сочинения

У сочинения, включенного в программу ЕГЭ по русскому языку 2023 года, есть определенный план, который необходимо соблюдать.
Выглядит план следующим образом:

  1. Вступление.
  2. Постановка проблемы.
  3. Комментарии к проблеме.
  4. Позиция автора.
  5. Собственная позиция.
  6. Заключение.

Вступление

Вступление должно подводить читателя к проблеме произведения. Эта вводная часть должна состоять из 2-3 предложений.
Вступление может состоять из:

  • нескольких номинативных предложений, обрисовывающих общую картину проблематики текста;
  • лирического размышления;
  • ключевого слова текста и развернутого размышления на эту тему;
  • собственного заглавия и объяснения, почему выбрано именно оно;
  • афоризма, пословицы или цитаты из произведения, передающих основную мысль текста;
  • описательного утверждения;
  • риторических вопросов, сочетающихся с заявленной темой;
  • диалога с гипотетическим собеседником об идее текста;
  • описательного утверждения;
  • рассказа о собственном впечатлении от прочитанного произведения с объяснением.

Вступление можно начать со следующих клише:

  • Автор произведения предлагает читателям задуматься о …;
  • В произведении затрагиваются важные проблемы;
  • В чем заключается…? Что это такое…? Почему…? Такие вопросы ставит писатель в этом произведении.

Может быть интересно: Земский учитель

Постановка проблемы

Есть несколько маркеров, по которым можно определить основную проблему, которую поднимает в своем произведении писатель:

  1. Это объект раздумий автора.
  2. К этой мысли он возвращается периодически.
  3. По ней можно четко понять позицию автора.

Проблемы, которые поднимает писатель в своем тексте, могут быть морально-этическими, нравственными, социальными, психологическими, философскими, экологическими.

Описать основную проблему произведения можно следующими эпитетами: серьезная, спорная, мучительная, назревшая, жгучая, сложная, актуальная, острая, неразрешимая, наболевшая, злободневная.

Чтобы грамотно описать основную проблему, рекомендуется использовать фразы:

  • В тексте поднимается…(анализируется, исследуется, затрагивается, рассматривается);
  • Текст заставил меня задуматься о проблеме…;
  • Проблема, обозначенная автором, заключается в следующем:;
  • Писателя волнует проблема…;
  • Проблема, которую исследует автор, заключается в том, что…;

Не следует часто повторять слово «проблема». Нужно стараться замещать его синонимами: мысль, идея, главная тема, лейтмотив и т. д.

Полезно почитать: Тонкости вежливого общения: функции речевого этикета, его виды и правила

Комментарии к проблеме

Это самый важный пункт, раскрытие которого принесет максимальное количество баллов. Прокомментировать проблему — значит привести собственные аргументы в пользу того, что описываемая вами проблема действительно поднимается в произведении. Чтобы комментарии были обоснованными и логичными, нужно хорошо знать произведение и уметь анализировать его.

Для доказательства существования проблемы в комментариях необходимо привести два примера-иллюстрации из текста с их последующим анализом.
В качестве таких примеров могут выступать:

  • цитаты из произведения;
  • описания;
  • истории;
  • авторские размышления;
  • средства художественной выразительности;
  • высказываемая автором точка зрения.

Недостаточно просто привести примеры. Нужно объяснить, почему вы выбрали именно их для иллюстрации поставленной автором проблемы. Далее следует рассказать, по какой причине герои ведут себя именно так, а не по-другому и дать свою оценку их поведению. Важно не забывать про эмоциональную составляющую и лексические средства выразительности речи.

Начать комментарий помогут слова о том, что автор рассказывает…, отмечает…, размышляет…, подчеркивает…, считает и т.д.

В начале пункта можно использовать следующие клише:

  • Чтобы понять позицию автора, / найти ответ на поставленный вопрос, обратимся к тексту;
  • При анализе …, следует обратить внимание на слова автора…

В комментариях лучше воздержаться от:

  • чрезмерного цитирования;
  • однозначной оценки действия героев;
  • общих мыслей о произведении;
  • высказываний о другой проблеме;
  • банального пересказа текста;
  • размышлений по поводу всех проблем произведения.

Может быть интересно: Противопоставление в курсе школьной литературы: сравнительная характеристика Остапа и Андрия из повести «Тарас Бульба»

Позиция автора произведения

В данном пункте требуется рассказать, как сам автор относится к поставленной проблеме. Здесь нужно уложиться в пару предложений.
Изложить авторскую позицию помогут следующие клише:

  • Автор полагает/считает/думает/приходит к выводу;
  • По мнению автора…;
  • Мне кажется, автор хотел…;
  • Цель автора убедить читателей в том, что…;
  • Позиция автора очевидна:.

Полезно почитать: Как получить полезные навыки в дошкольном возрасте: значение дидактической игры для развития ребёнка

Собственная позиция

Она может быть основана на читательском опыте различной литературы, как художественной, так и научно-популярной. Этот пункт можно начать с фразы: «Я согласен с позицией автора…/Я разделяю позицию автора…»

Собственную позицию нужно аргументировать с помощью доказательств в поддержку тезиса. Если тезис – это авторская позиция, то аргументы должны либо его подтвердить, либо опровергнуть.

Аргументы можно разделить на несколько видов:

  1. Логические. Это цитаты из проверенных источников, статистика, примеры из жизни или классической литературы, экспертное мнение, законы, аксиомы.
  2. Психологические. Сюда относятся примеры, которые вызовут у читателя эмоциональный отклик, положительные или негативные последствия принятия тезиса.
  3. Иллюстративные. Это конкретные примеры из жизни или другого произведения. можно подобрать два аргумента, которые опровергают позицию автора, а в конце выделить контртезис, или сразу сформулировать свою позицию, подтверждая ее двумя аргументами.

Аргументы, которые показывают согласие с точкой зрения автора, должны быть:

  • правдивыми и проверенными;
  • понятными читателю;
  • не отрешенными от реальности.

В качестве своих аргументов не стоит приводить анализ аргументов автора, об этом уже написано в пунктах о постановке проблемы и авторской позиции.

Может быть интересно: «Некомфортно» как пишется: слитно или раздельно

Заключение

Заключительная часть должна органично вписываться в общий текст и быть связанной с проблематикой произведения.

В заключении нужно обязательно обратить внимание на самое главное. В нем может содержаться собственное решение проблем, поднятых автором. С его помощью можно выразить собственное отношение к теме, проблеме или героям. В заключении можно также порассуждать об актуальности темы.

Существует несколько видов заключений к сочинению:

  • итог к сказанному;
  • личное отношение к решаемой автором проблеме;
  • афоризм;
  • цитата из текста;
  • развернутое рассуждение о мысли, сформулированной во вступлении;
  • ответ на вопрос, поставленный в самом начале;
  • возражение автору в корректной форме;
  • пример из жизни или литературы, обобщающий вышесказанное.

Эта часть должна быть короткой и состоять из 2-3 предложений. Слишком длинное заключение указывает на то, что его автор не умеет кратко излагать свои мысли.

При написании заключения можно воспользоваться такими фразами, как:

  • В заключении хотелось бы сказать/отметить, что…;
  • Проанализировав текст, я пришла/пришел к следующему выводу;
  • Таким образом можно сделать вывод, что…

Ознакомившись с заключением, проверяющий должен:

  • увидеть, что работа действительно завершена;
  • найти связь заключения с основной проблематикой.

Полезно почитать: Конкурсный отбор по программе Земский учитель

Критерии оценки сочинения

Объем сочинения должен составлять не менее 150 слов, работа должна быть написана аккуратным и разборчивым почерком. Максимальное количество общих баллов – 24.
Четкого критерия, как делить на абзацы текст нет, но важно, чтобы последнее предложение абзаца заключало в себе логически завершенную мысль.

За верное определение проблемы ученик получает 1 балл, за комментарий максимально – 5 баллов, авторская позиция принесет 1 балл, такое же количество баллов можно получить за собственную позицию с обоснованием.

2 балла даются за связность и цельность сочинения, 1 балл можно получить, если допущена одна логическая ошибка или нарушено абзацное деление текста. 2 балла также можно получить за разнообразие грамматического строя речи и ясность выражения мысли. Если нарушен один из этих пунктов, то экзаменуемый получает 1 балл, если оба, то 0 баллов.

При отсутствии орфографических ошибок или наличии одной негрубой к оценке добавляется 3 балла. 1-2 орфографических ошибки дают 2 балла, 3-4 – 1 балл. При одной негрубой или полном отсутствии пунктуационных ошибок в тексте можно получить 3 балла. 2 балла даются за 1-3 ошибки, а 4-5 нарушений пунктуационных норм оцениваются в 1 балл.

Грамматических ошибок быть не должно, за это начисляется еще 2 балла. При 1-2 ошибках – 1 балл. При наличии одной речевой ошибки или при полном их отсутствии ученик получает 2 балла, 2-3 ошибки дадут только 1. Получить 1 балл можно при полном отсутствии этических ошибок. Фактологическая точность дает 1 балл.

Если сочинение представляет собой пересказанный или переписанный исходный текст, то работа оценивается в 0 баллов. Работа совсем не оценивается, если сочинение было написано без опоры на исходный текст.

Нужно помнить, что получить высокую оценку на ЕГЭ по русскому языку можно только как следует подготовившись.

Полезное видео

Далее представлено видео, в котором рассказывается, как написать итоговое сочинение на максимальный балл:

Помогла статья? Оцените её

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...