Как получить полезные навыки в дошкольном возрасте: значение дидактической игры для развития ребёнка

Практически для каждого современного родителя развитие его сына или дочки стоит на первом месте. Многие отдают детей в специализированные детские сады и кружки в надежде, что это поможет развить способности и таланты чада. Часто из вида упускается тот факт, что расширять кругозор ребенка можно и собственными силами. Для этих целей отлично подходят дидактические игры.

Что такое дидактические игры

Лишь немногие взрослые, профессии которых не связаны с педагогикой, знают о том, что такое дидактические игры и как они влияют на развитие ребенка. Под данным термином подразумевают особую форму воздействия, основной целью которого является обучение.

Процесс совмещает в себе два ключевых элемента: игровая составляющая и образование. Ради получения ребенком определенных навыков и знаний действуют родители, малыша же привлекает веселый развлекательный процесс.

Ключевым отличием дидактических занятий от более привычных детских развлечений является наличие формально определенной структуры деятельности. Как дети, так и взрослые должны следовать определенным правилам, придерживаться заранее продуманной системы оценивания и порядка действий при проведении игры.

В дидактической игре развлекательный и образовательный компоненты должны быть равнозначными, иначе взрослому не удастся полноценно завлечь сына, дочку или воспитанника. Как следствие, не получится достичь и образовательных целей.

Значение дидактических игр для развития ребёнка

Дидактические игры важны для наработки необходимых умений, знаний и навыков у дошкольников. Творческие игры способствуют общему развитию ребёнка, а дидактические необходимы и полезны для получения знаний и освоения ряда важных навыков:

  1. формирование правильного отношения к жизни общества, природной сфере, предметам окружающего пространства;
  2. систематизации уже имеющихся знаний о некоторых понятиях и представлении о мире;
  3. развития сенсорных способностей дошкольника;
  4. улучшение навыков мелкой моторики;
  5. развитие способности мыслить и формулировать собственные желания;
  6. формирование грамотной и понятной окружающим речи;
  7. пробуждение интереса к трудовой деятельности взрослых людей;
  8. развитие у ребенка чувственного и художественного восприятия окружающей среды;
  9. развитие коммуникативных навыков формирование нравственных представлений о нормах поведение людей взаимоотношениях с людьми разного возраста.
Дидактические игры способствуют всестороннему развитию, формированию человека как личности и полноценного члена общества. Подобное воздействие в значительной мере облегчает для ребёнка процесс будущей социализации в среде сверстников и взрослом мире.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка

Сенсорное развитие является основой общего умственного развития дошкольника. Оно крайне важно для процесса полноценного усвоения знаний. Остальные формы познания являются вторичными и основываются именно на системе образов в восприятия человека.

Дидактические игры способствуют развитию представления детей о явлениях и предметах окружающей среды. При грамотно организованной игровой деятельности малыш усваивает сенсорные эталоны. У него формируются общепринятые образцы внешних форм различных вещей (геометрические фигуры, величины, меры измерения массы, звуки, цвета).

Процесс формирования сенсорных эталонов довольно непростой и длительный. Чтобы дошкольник получил адекватное представление о предметах, важно не только донести до него основные свойства различных объектов, но и сформировать навыки, которые позволят четко их разграничивать.

Дошкольник должен не просто понимать, например, что звук может быть громким или тихим, но и уметь классифицировать его самостоятельно.
Фото 1
Пример: «Кому какая форма?»

Ребенок получает набор фигур разных цветов и размеров. Его задачи, абстрагируясь от оттенка и величины предметов, сгруппировать их таким образом, чтобы в одной кучке был раздаточный материал только одной геометрической формы.

Дидактическая игра, направленная на развитие словаря ребенка

Именно в детском возрасте закладываются навыки речи и словарный запас человека. Чем больше понятий ребенок усвоит, будучи дошкольником, тем легче будет проходить его процесс социализации во взрослом мире, шире будет его кругозор. Ведь не секрет, что люди, с которыми мало разговаривали, испытывают впоследствии трудности с коммуникациями.

В процессе обучающей посредством игры деятельности дошкольник может существенно расширить объём словаря и научиться ассоциировать понятия с конкретными вещами и явлениями. К тому же, такие дидактические игры способствуют улучшению у детей логики, навыков коммуникации, построения связной речи.
Фото 2
Пример: «Угадай по описанию»

Детям предоставляют несколько картинок с разными объектами. Затем взрослый произносит описание, например, говорит: «красный», «круглый», «съедобный». Ребенок должен выбрать из предложенных изображений то, которое соответствует услышанным ранее параметрам.

Дидактическая игра, направленная на математическое развитие ребенка

Многим может показаться, что математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте не столь важно, ведь у многих математика ассоциируется исключительно с вычислениями и задачами, решением которых занимаются школьники. Однако такое понимание неверно. Детей с раннего возраста стоит обучать базовым математическим навыкам.

Благодаря использованию в процессе воспитания обучающих игровых методик можно научить малыша понимать и сопоставлять формы предметов, считать, отличать объекты по их размерным характеристикам.

*/

Такая игровая деятельность способствует пониманию детьми времени суток. Крайне важно, чтобы дошкольник умел правильно употреблять такие слова как «утро», «день», «вечер», «ночь». Дидактическая игра как средство математического развития позволяет упорядочить представление ребенка об окружающем мире.
Фото 3
Пример: «Подбери фигуру»

Взрослый показывает фигуры и даёт задание разложить аналогичные фигурки на подносы таким образом, чтобы они «спрятались». Дети должны обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывать («прятать») её на начерченную фигуру.

Проведение дидактических игр

Успешность и эффективность дидактической игры во многом определяется правильностью организации процесса ее проведения.

Педагоги выделяют три основных этапа данной деятельности. На первом взрослый человек должен вовлечь дошкольника в происходящее, создать позитивную атмосферу и вызвать желание продолжить. Во время второго этапа педагог или родитель должен выступить как равный ребенку партнер, который принимает активное участие в процессе и дает ему справедливые советы. На последнем этапе проводится оценка результата разрешения игровых задач.

Важно заблаговременно продумать, в какую игру будете играть, и подготовить инвентарь, если он предполагается правилами.

Как научить ребенка играть в дидактическую игру

Дидактическая игра предполагает наличие развлекательного характера, поэтому научить ей ребенка будет не так сложно, как может показаться. Чтобы процесс игры был действительно эффективным, важно в деликатной и понятной форме донести условия и правила, которых необходимо будет придерживаться в процессе.

Дошкольник в принципе не может быть полностью самостоятельным человеком, однако игра должна способствовать развитию данного качества, поэтому следует поощрять принятие ребенком решений, направленных на разрешение дидактических задач.

Дети любят что-то новое и неизведанное, однако первое время игра может не вызывать у них сильного интереса. На данном этапе важно попытаться завлечь дошкольника и с каждым новым разом он будет все более вовлекаться в процесс.

Памятка для родителей при проведении игры

Родителям важно учитывать следующие особенности дидактических игр:

  1. начинать стоит с игр как можно более простых и похожих на привычные для вашего ребенка;
  2. важно придерживаться структуры игры и ее правил, чтобы достичь действительно эффективного результата;
  3. наиболее доступными и понятными для детей играми являются те, где задействованы их любимые игрушки;
  4. сложными считаются игры, связанные с развитием речевых навыков и расширением словарного запаса;
  5. дидактические игры могут в значительной мере развивать навыки коммуникации, способствовать социализации, поэтому отличным вариантом будет организация подобной деятельности для небольших групп детей;
  6. взрослый человек должен позиционировать себя как равного ребенку, хоть и играющего другую роль, участника процесса.

Дидактические игры несложно изготовить и своими руками: необязательно покупать их в магазине. Чтобы научиться делать дидактические материалы самостоятельно, смотрите полезное видео:

Роль дидактических игр в развитии ребёнка невозможно переоценить: они крайне важны для дошкольников. Использовать их в процессе воспитания не так сложно. С этим может справиться каждый родитель, не имеющий специальных педагогических навыков.



Помогла статья? Оцените её

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...