ЕГЭ по русскому языку — самые распространенные ошибки

Подготовка к ЕГЭ идет уже в полную силу. Десятки тысяч учеников ежегодно допускают одни и те же ошибки на экзамене по русскому языку: в сочинении и тесте. Специалисты при разработке материалов специально «устанавливают» в тексте ловушки, чтобы поймать ученика на банальной невнимательности. В этой статье разберем самые распространенные ошибки на ЕГЭ по русскому языку.

Из чего состоит экзамен

Экзаменационная работа по русскому языку включает в себя две части. Первая – 26 заданий, где нужно дать краткий ответ, оцениваемый один баллом, но есть исключения – в задании №8 можно получить 5 баллов, а в задании 26 – 4 балла. Таким образом, при успешном решении всех задач, экзаменуемый может получить до 33 первичных баллов.

Вторая часть представляет собой одно задание – сочинение, которое оценивается сразу по 12 критериям: языковое оформление, содержание и грамотность. Если ученик соблюдает все требования (обозначение проблемы текста, комментарий к ней, личная позиции и точка зрения), то сможет получить 25 первичных баллов. Здесь важно ответственно подойти к заданию и сначала написать работу на черновике, а затем проверить наличие ошибок и внести правки, после его итоговый результат переписать на бланк.

На выполнение работы в формате ЕГЭ предусмотрено 210 минут или 3,5 часа.

Полезно почитать: Основные литературные направления

Распространенные ошибки в первой части

С учетом многолетней практики, ученики выполняют одинаковые ошибки из года в год. Среди них: раздельное и слитное написание слов, орфоэпические нормы, пунктуация в сложных предложения и другие. По мнению филологов, чаще всего ошибки допускаются на основе материала, изученного в 6-7 классах.

Безударные гласные в корне

Их нужно правильно отметить в задании 9. Если ученик не допустит ошибок, он получит 1 балл. Здесь нужно указать ряды слов, в которых содержится безударная чередующаяся, проверяемая или непроверяемая буква. При этом ответе может быть не один ряд, а сразу несколько.

Рассмотрим на примере слова побледневший. В нем ударение падает на третий слог. Далее разберем слово по составу: приставка (по), корень (бледн), суффикс (евш), окончание (ий).

Теперь подберем проверочное слово – бледный, где ударение падает на первый слог, а значит, буква Е – проверяемая. Поэтому слово относится к тем, в которых есть безударная проверяемая гласная.

Чтобы выполнить подобное задание, ученик должен разобрать каждое слово по составу и подобрать к нему проверочное. Обратите внимание, что в русском языке в каждом правиле есть исключения, поэтому важно заучить эти слова наизусть, потому что они пишутся не по правилу.

Может быть интересно: Основные средства выразительности речи

Количество «н» в слове

Такие задания подразумевают необходимость указать цифры, на месте которых пишется одна или две буквы Н. При разработке ЕГЭ филологи стараются подбирать каверзные примеры, которые способны с легкостью запутать даже отличника.

Часто встречаются краткие причастия, например, стена побелена, а в полных пишется побеленная стена или недавно беленная стена. Что касается прилагательных, то здесь, как говорится, все едино, как для кратких, так и для полных. К примеру, таинственная река или река таинственна.

Важно уметь отличать причастие от прилагательного и существительного. Есть действительные и страдательные причастия, в первом варианте, так скажем, предмет или человек делает действие сам, а во втором кто-то над предметом совершает действие.

Все ошибки учеников связаны с тем, что они не умеют отличать правила написания различных видов причастий и прилагательных, а есть те, кто даже не может отличить две эти части речи друг от друга. Напомним, что прилагательное отвечает на вопрос «какой», а причастие «каков».

Полезно почитать: Противопоставление в курсе школьной литературы: сравнительная характеристика Остапа и Андрия из повести «Тарас Бульба»

Написание частицы «не» со словом

Выпускники допускают здесь ошибки не меньше, чем при написании Н и НН. Задача заключается в определении правильности написания НЕ с причастиями.

Полные причастия пишутся с НЕ слитно при отсутствии зависимого слова: непомытая посуда, а если зависимое слово есть, то частица пишется отдельно: еще не помытая посуда. В то же время краткая форма причастий всегда пишется раздельно с НЕ : посуда не помыта.

Может быть интересно: «Некомфортно» как пишется: слитно или раздельно

Окончание глагола и суффиксы причастий и деепричастий

В этом задании проверяется умение правильного написания личных окончаний глаголов и суффиксов. В нем нужно указать ряд слов, где пропущена одна и та же буква в глаголе и причастии.

Суффиксы причастий зависят от спряжения глагола, от которого они образованы:

  1. У причастий, образованных от глаголов первого спряжения, есть суффиксы -ущ-, -ющ-, -ем-, -ом-.
    • гнуть — гнущий, играть — играющий, читать — читаемый, вести — ведомый.
  2. У причастий, которые образованы от глаголов второго спряжения суффиксы -ащ-, -ящ-, -им-.
    • лечить — лечащий, белить — белящий, гнать — гонимый.
  3. У причастий прошедшего времени гласная перед суффиксом -вш- та же, что и в неопределенной форме глагола.
    • делАвший — деАть, брИвший — брИть.

От инфинитива зависит также и то, какая гласная будет писаться перед суффиксом -л- у глагола в форме 2-го лица единственного числа прошедшего времени: смотрЕл — смотрЕть, таЯл — таЯть.

Полезно почитать: Духовные искания Андрея Болконского

Определение типа текста

Это задание №23, где школьник должен вычитать текст и указать его тип: описание, повествование и рассуждение. На практике дети с легкостью отличают повествование от описания, а вот при обнаружении рассуждения часто возникают вопросы. В данном случае, ученики начинают буквально блуждать, потому как в тексте отсутствуют ярко выражение доказательства или тезисы, а просто идет банальное объяснение какого-либо вопроса.

Разберемся, как определить тип текста:

  1. Повествование – это рассказ о каком-либо событии. Он включает в себя начало события (завязку), развитие события и конец повествования (развязку). Текст может быть как от первого лица, так и от третьего.
  2. Описание — это изображение предметов, явлений или лиц путем перечисления событий и раскрытия главных признаков. К примеру, при описании дома будет указываться его размер, высота стен, дизайн, мебель. Цель текста – довести до читателя предмет описания так, чтобы он представить его визуально.
  3. Рассуждение – это исследование свойств различных явлений и предметов, а также изучение связи между ними. На начальном этапе формируется тезис, затем указываются аргументы и пример, а в конце – вывод. между аргументами и тезисом всегда есть логическая связь.

Может быть интересно: Что такое социальные группы и какие они бывают

Частые ошибки в сочинении

Сочинение – это вторая часть экзамена, которая более масштабна и сложная, чем первая. Оно оценивается по содержанию, речевому оформлению и грамотности. За эту часть ученик сможет заработать максимум 12 баллов. Если в тестовой части выпускник еще может проставить ответы наугад, даже не зная правил, просто основываться на своей логике, то в части с сочинением, такая методика не прокатит. Здесь сразу же «вылазит наружу» вся неграмотность ученика и его не знание правил.

Но для этого ему нужно выполнить следующие действия:

  1. Сформулировать проблему текста, которую рассмотрел автор.
  2. Прокомментировать проблему.
  3. Обозначить позицию автора.
  4. Выразить свое отношение к этой позиции и обосновать его.

В первом пункте можно формулировать проблему в виде вопроса или предложения в родительном падеже. Если ученик напишет, что в тексте описывается проблема войны, любви или дружбы, такой вариант не будет засчитан, так как это больше похоже на тему.

В пункте 2 комментарий должен иметь привязку к исходному тексту, исключая фактические ошибки. На этом этапе можно заработать до 6 баллов, если будет прописано два комментария с четким пояснением к каждому их них. Также важно отметить смысловую связь между этими примерами и проанализировать ее.
К сожалению, далеко не все выпускники умеют:

  • формулировать вопрос и ответ;
  • противопоставлять и сопоставлять;
  • соотносить причины и следствия;
  • сравнивать настоящее и прошлое; действие и результат, примеры и выводы.

На третьем и четвертом пункте школьники также часто стопорятся, потому как не всегда могут выразить свое отношение к позиции автора и правильно его обосновать. Здесь важно четко сформулировать свою точку зрения и доказать ее, отметив аргументы за и против.

Аргументы могут быть следующими:

  • конкретные и предположительные примеры;
  • факты или объективные показатели, которые известны многим;
  • иллюстрация, которая может представлять проблему в наглядной форме;
  • информация о реальных событиях, которые действительно произошли в мире;
  • можно привести цитаты из проверенных источников.

Интересно то, что можно использовать всего лишь один аргумент, но он должен быть достаточно весомым, при этом он не обязательно будет из литературы или других авторитетных источников.

В обязательном порядке ученик должен сделать вывод на основании уже ранее описанного текста. Однако он должен просто подытожить уже сказанное, но не в коем случае, не повторяться. Иными словами, выпускник должен еще раз проанализировать исходный текст и свои записи, и на основании этого выделить важную мысль и свое отношение к ней.

В сочинении помимо этих моментов еще и оценивается грамотность школьника. Он должен уметь правильно составлять конструкции, избегая перегрузки лишними словами, например, местоимениями, союзами и пр. Лучше заменить их причастиями, деепричастиями или наречиями. Так предложением будет короче и легче воспринимается, а значит, и оцениваться будет выше.

Нередко дети сталкиваются с проблемой написания окончаний, в результате чего предложения получаются несогласованными.

При написании второй части экзамена, нужно учитывать не только речь, но и пунктуационные и орфографические ошибки, так как они оцениваются не менее строго. Именно здесь у многих ребят и возникают проблемы. Поэтому изначально всю работу нужно писать на черновике, а потом переписать на чистовик, чтобы свежим взглядом найти свои ошибки и избежать их при сдаче результата на проверку.


Из года в год ученики на ЕГЭ допускают одни и те же типичные ошибки, несмотря на то, что все они тщательно прорабатываются на этапе подготовки. Вся проблема кроется в невнимательности и не знании правил русского языка. Наибольшее количество ошибок приходится на написание сочинения, так как школьник не умеет анализировать текст, выделять проблему и делать правильные выводы.

Помогла статья? Оцените её

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...