Какие бывают типы подчинительной связи в словосочетаниях и как их определить

Подчинительная связь представлена уникальной связью, позволяющей объединять части речи. Благодаря этому элементу одно слово в словосочетании называется главным, а другое – зависимым. Существует несколько типов подчинительной связи в словосочетаниях, которые должны знать как ученики, так и взрослые грамотные люди.

Содержание

Понятие подчинительной связи

Она представлена связью для объединения слов. В этом случае одна часть речи подчиняется другой. Существует несколько  видов такой связи:

  • Согласование. При данном типе зависимое слово обладает тем же родом, числом и падежом, что и главное. Пример: «салатовый цвет». Если меняется форма главной части речи, то это приводит к изменению формы зависимой. Главное слово может быть существительным или иной частью речи, но оно должно быть исключительно в значении существительного. Зависимым может быть прилагательное, числительное, причастие или местоимение. Например: «третий день» или «привлекательные руки».
  • Управление. Зависимое слово находится при главном, причем оно обязательно относится к форме косвенного падежа, например: «ехать на природу». Если меняется главное слово, то зависимое остается прежним, поэтому его форма не изменяется. Например: «угостить гостей», «угощу гостей» или «угостили гостей». Главным словом выступают различные части речи, а зависимым представлено существительное, местоимение или числительное. Управление может быть предложным или беспредложным.
  • Примыкание. Зависимое присоединяется к главному слову по смыслу, причем первое является неизменяемым. Главным словом могут быть разные части речи, а вот зависимым исключительно неизменяемые формы. К ним относится наречие, деепричастие в роли наречия, сравнительные прилагательные или инфинитив. Например: «мужчины помладше».
Внимание! Каждый вид связи обладает своими особенностями. Для их лучшего запоминания часто составляется специальная таблица, которая распечатывается и укладывается на письменном столе ученика. Это позволит ему регулярно обращаться к этой таблице для проверки и обновления имеющихся знаний. Такая таблица может эффективно использоваться даже взрослыми людьми для повторения.

Типы

Для выявления всех особенностей данных разновидностей целесообразно изучить таблицу:

СогласованиеУправлениеПримыкание
ЗначениеЗависимое и основное слово обладают одним родом, числом и падежомГлавное слово изменяет падеж  зависимогоГлавное слово связано с зависимым по интонации и смыслу
НюансыЕсли меняется главное слово, то это становится причиной изменения зависимого, которое приобретает ту же грамматическую формуЗависимое не меняется при изменении главногоЗависимым становится исключительно часть речи, которая не изменяется
Какие задаются вопросыкакой? какая? какое? чей? чья? чье? чьи?кого? чего? кому? кем? чем? о ком?где? куда? откуда? почему? зачем? сколько? насколько? и другое
Синтактическая формаОпределениеДополнениеОбстоятельство

Если знать особенности всех существующих подчинительных связей, то не составит труда правильно их определить. Для этого ученики специально составляют разные примеры, которые позволяют лучше понять взаимосвязь разных частей речи.

Полезно также почитать: Средства связи предложений

Как определить

Первоначально важно понять, какое слово по форме и другим параметрам является главным, а какое зависимым. После этого выявляется часть речи зависимого элемента. К нему важно задать правильный вопрос от главного слова. Поэтому тип связи определяется довольно легко по принадлежности к части речи, вопросу и некоторым другим особенностям.

Важно! Первоначально важно убедиться, что работа осуществляется действительно со словосочетанием.

Для лучшего запоминания и определения связей желательно пользоваться простыми примерами, которые можно составить даже самостоятельно:

  • Согласование: «красные листья», «второй звонок», «чистое кафе».
  • Управление: «читать журнал», щелкать пальцами», четыре ягоды», «улыбаться другу». Примеры могут отличаться от части речи слов. Глагол с сущ.: «посмотреть сериал», прилагательное с местоимением: «никому не важный», сущ. с сущ.: «заведующий производством», «покраска потолка», наречие с сущ.: «радостно до смеха», числительное с сущ.: «трое детей», деепричастие с сущ. или местоимением: «говоря мне», «уважая хозяина».
  • Примыкание: «смеяться громко», «смеюсь громко», «смеялся громко» и так далее. К другим понятным примерам относится: «планирую работать», «цвет изумруда», «говорить медленно». Иногда в словосочетании оба слова являются неизменными, поэтому возникает сложность с выявлением главного и зависимого. Поэтому главным выступает часть речи, которая может использоваться в качестве самостоятельного члена предложения. Например: «Мальчик ударил по мячу слишком сильно», причем в словосочетании «слишком громко» главное слово – это «сильно». Это обусловлено тем, что можно сказать: «мальчик ударил по мячу сильно», но невозможно сказать: «мальчик ударил по мячу слишком». Поэтому дополнительно важно учитывать порядок слов и интонацию.
Справка! Если учитывать нормы русского языка, то не составит труда выявить конкретный тип подчинительной связи в любом словосочетании. Желательно самостоятельно поработать с примерами, чтобы в будущем не допускать серьезных ошибок.

Упражнение

Для закрепления знаний:

Во многих словосочетаниях имеется подчинительная связь, которая может быть представлена в трех разновидностях. Они отличаются некоторыми важными нюансами, поэтому важно в них разбираться, чтобы грамотно определять главную и зависимую часть речи. Для упрощения обучения педагоги рекомендуют пользоваться таблицей, в которой выделены основные сведения об этих связях.

Дополнительно по теме:

Помогла статья? Оцените её

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...