Правила правописания производных и непроизводных предлогов
Предлоги представляет собой одну из самых значимых частей речи в русском языке. По своей сути выступают в роли определенной связки между различными элементами в предложении и помогают установить связь между ними. Данная часть речи не может самостоятельно выступать в нем, они не изменяются. В рамках данной статьи рассмотрим правописание предлогов: производных и непроизводных.
Содержание
Что такое предлоги
Под ними следует понимать служебные слова, которые формируют определенные значимые между существительными, местоимениями, числительными и другими частями русской письменной и устной речи. Примеры наиболее распространенных среди них: «в», «на», «под», «за», «перед», «после», «из», «из-за», «между», «над», «подо», «об», «о», «от», «до» и т. д.
Характерные примеры:
- Я живу в Новосибирске (предлог «в» указывает на место проживания лица).
- Мария пошла на правую сторону дороги( указывает на направление движения).
Данные слова часто согласуются с падежом существительных, к которым они относятся. Например, после «о» часто следует родительный падеж, а после предлога «у» следует родительный или дательный. Приведем еще несколько примеров:
- «в» употребляется винительным падежом, чтобы выразить направление, место или время: «в дом», «в лес», «в понедельник».
- «на» употребляется с винительным или предложным падежами, чтобы выразить место или цель: «на» «стол», «на улицу», «на работу».
- «под» употребляется с творительным или предложным, чтобы выразить место, направление или обстоятельства: «под деревом», «под дождем», «под столом».
Важно также упомянуть, что они могут иметь несколько значений. Определение конкретного из них зависит от общего контекста. Например, «за» может указывать на место нахождения, направление движения или время.
Морфологические признаки
Предлоги являются служебными словами, которые имеют определенные, свойственные им признаки. Так, следует отметить, что они не могут изменяться по роду, падежам или числам. При этом данное служебное слово влияет на падежное управление.
Таким образом, все части речи данной группы являются неизменяемыми.
Сам по себе предлог не имеет никакой синтаксической самостоятельности, и обычно связан с тем словом, к которому он относится. Соответственно, при синтаксическом разборе его обычно не учитывают.
Также в их классификации выделяют простые и составные слова.
Так, к простым относят предлоги, которые состоят из одного слова. Такой тип весьма распространен.
- Она шла к себе домой.
- Сергей долго думал о ней и все же решился написать первым.
Составные имеют в своей основе два или даже более слов. На практике они применяются значительно реже, а у обучающихся чаще всего возникают проблемы с их правописанием и применением.
- Исходя из представленных данных, мы не можем одобрить эту сделку.
- Данный вопрос будет решен в зависимости от того, какое решение примут акционеры.
Непроизводные и как их правильно писать
К таким следует относить предлоги, которые существовали в русском языке длительное время и их нельзя ассоциировать с каким-либо иным словом. К примеру, «к», «с», «от».
В некоторых случаях их следует писать через дефис, чтобы подчеркнуть их смысловую связь с другими словами или частями предложения.
Что касается непроизводных частей речи, которые требуют использования с дефисом, то их совсем мало. По сути, самых часто применяемых всего два:
- Из-под. Из-под снега уже появились самые ранние весенние цветы – подснежники.
- Из-за. Он видит их из-за угла дома.
Кроме этого, к данной группе следует отнести предлоги, которые крайне редко употребляются в современном русском языке. В их число входят: «по-над», «по-за». Эти слова относятся к просторечным.
Производные
Представители данной группы были образованы от других частей речи.
- «Вдоль». Данный предлог образован от наречия «вдоль». Следует отметить, что определить, какой частью речи является данное слово порой непросто.
- Невзирая на. Образован из деепричастия, которое, как известно, является одной из форм глагола.
- В течение. Образован от существительного.
Следует отметить, что большая часть производных предлогов являются составными.
Производные слова этой группы могут использоваться на письме как слитно, так и раздельно. То, как именно они пишутся, следует запоминать. При этом важно уметь отличать предлог от других частей речи.
Раздельное написание
Приведем ряд примеров раздельного написания наиболее распространенных слов:
- В сравнении с представленным образцом.
- На протяжении многих лет.
- В пользу пострадавших от стихийного бедствия.
- По мере выполнения строительных работ.
- В отличие от многих, он был рад ее приезду.
- В завершение выступления был представлен интерактив.
- Он решил в заключение поблагодарить своих студентов.
- В течение дня вся работа была выполнена на отлично.
- В продолжение нашей беседы я решил поднять тему политических предпочтений.
- В связи с повышенным уровне заболеваемости учеников в классе объявлен карантин.
- В целях недопущения инфицирования нужно надеть маску.
- В силу сложившихся обстоятельств я не смогу прибыть на встречу вовремя.
Слитное
Слитное написание производных предлогов также следует запоминать. Ниже представлены пример их использования в предложениях и словосочетаниях:
- Жить нужно соразмерно своим доходам.
- Он медленно шел позади всех в роте.
- Она поставила горшок с цветком напротив окна.
- Свою шубу она надела поверх делового костюма.
- Как всегда, он поступал по-своему, наперекор всем.
- Я прибыл в город накануне.
- Миша прокричал вслед Юли обидные для нее слова.
- Новогоднюю елку дети поставили посреди своей комнаты.
- Я ехал впереди всей нашей группы.
- Он берет на себя сверх меры.
- Взамен сломанной детали я купил себе новую.
Таблица с правилами правописания:
Как отличить от приставки
Предлоги и приставки имеют разные грамматические функции и различные формы использования.
Отличить их можно по следующим признакам:
- Роль в предложении Предлоги обычно используются для указания той или иной формы связи между словами в предложении. Они грамматически и по смыслу связаны к существительным, местоимением или прилагательным, чтобы выразить направление, место, время и т. д. Пример: Я живу в Москве (предлог «в» указывает место проживания). Приставки, с другой стороны, используются для создания новых слов или изменения его значения. Они добавляются к основе слова и могут изменять его значения или грамматическую категорию. Примеры приставок: «без», «пере», «вы», «раз» и другие.
- Изменение лексического значения. Предлоги не изменяют значения слова, к которому они относятся. Они служат для указания отношений между словами, но сами по себе не несут никакого лексического смысла. Пример:Ученик сидит на стуле. Здесь предлог «на» указывает на место, но сам по себе не несет дополнительного значения. Приставки изменяют значение слова и создают новые лексические категории. Пример: Переписывать (приставка «пере» добавляется к корневой основе «писать», что придает новый смысл «писать заново» или «писать по-новому»).
- Морфологический признак: Предлоги всегда являются отдельной частью речи и не разбиваются на составные части. Например: В доме (предлог «в» + существительное «доме»). Приставки являются составной частью слова и могут быть отделены от основы без потери его лексического смысла. Например: Переигрывает (приставка «пере» + корень «игр» + суффикс «ыва» + окончание «ет»).
Таким образом, данные используются для указания связи между другими частями речи, тогда как приставки изменяют значения слов и создают новые. При изучении русского языка стоит обратить внимание на различия между этими ними во избежание ошибок правописания.
Правописание предлогов в русском языке является одним из самых сложных и требующих внимания аспектов правил орфографии. Правильное использование этих служебных слов имеет большое значение, поэтому необходимо хорошо усвоить соответствующие правила.
Дополнительно по теме в видео:
Для закрепления материала упражнение:
Однако стоит отметить, что существует множество исключений и специфических особенностей, которые сложно охватить в рамках одной статьи. Чтобы правильно использовать предлоги, важно регулярная практика: нужно изучать правила и примеры их использования, а также чаще читать и писать. Только так можно достичь грамотности их написания.