Образование логической цепочки в тексте: средства связи предложений

Средства связи в тексте играют важную роль, обеспечивая логическую последовательность и целостность изложения. Они служат мостиками между идеями, обеспечивая плавный и естественный переход от одной мысли к другой. Способы связи предложений отражают структуру текста, облегчая его восприятие и усвоение читателем.

Средства связи между предложениями в тексте бывают разнообразными и помогают сделать изложение более логичным и цельным.

Лексические средства связи:

  1. Лексический повтор представляет собой использование одного слова или нескольких слов из одной корневой лексемы для усиления выражения мысли: «Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам».
  2. Однокоренные слова – это термины с общим корнем, что усиливает смысловую связь: «Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости».
  3. Использование синонимов помогает обогатить текст различными словами, имеющими одинаковые или схожие значения: «В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся».
  4. Антонимы, наоборот, противопоставляют слова по значению, создавая контраст и выразительность: «У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше».
  5. Описательные обороты используются для создания более живого и яркого описания: «Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей».

Грамматические средства связи играют важную роль в формировании текста и передаче идей автора:

  1. Личные местоимения выступают в роли связующего элемента между предложениями, уточняя или подчеркивая действия и объекты: «А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.»
  2. Указательные местоимения, такие как «такие», «эти», используются для выделения объектов или явлений, создавая акцент на их уникальности: «Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.»
  3. Местоименные наречия, такие как «там», «так», устанавливают временные, пространственные или логические связи: «Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.»
  4. Союзы служат для объединения предложений, выражая последовательность или одновременность действий: «Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо.»
  5. Частицы, вводные слова и конструкции добавляют окраску или оценку к высказываниям, вносят нюансы в содержание текста: «Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.»
  6. Единство видовременных форм глаголов, например, использование форм одного времени, подчёркивает последовательность или одновременность действий: «Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами.»
  7. Неполные предложения и эллипсис ссылается на предшествующие элементы текста, обогащая контекст: «Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.»
  8. Синтаксический параллелизм — использование одинаковой структуры предложений, создающей параллель между идеями: «Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.»
Вводное слово, союз, частица, наречиеКогда используется?Переформулировка
ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИПрименяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее.Другими словами, для ясности рассказа
КРОМЕ ТОГОУпотребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами.Добавляя к этому, в дополнение
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНОИспользуются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям.Таким образом, в итоге рассмотрения
НАПРИМЕР, ТАКИспользуются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде.Например, для уточнения
НАОБОРОТИспользуется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому.Напротив, для контраста
ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫУказывают на порядок изложения аргументов.Вначале, для структурирования
НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУВносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста».Не смотря на это, хотя, вопреки этому
ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТОАвтор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений.По причине того, что, потому что
ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДААвтор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.Поэтому, следовательно, в результате
ТО ЕСТЬИспользуется для уточнения сказанного ранее.Иначе говоря, для уточнения
ОДНАКО, ЗАТО, НОИспользуются для противопоставления смысла одного предложения другому.Но, однако, для противопоставления
ИМЕННО, ВЕДЬВносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли.Именно, поскольку, для уточнения, подчеркивания
ДАЖЕВносят значение усиления.Даже, для подчеркивания
НЕ СЛУЧАЙНОИмеет значение «по этой причине».Не случайно, из-за этого
ОЗНАЧАЕТАвтор хочет привести пояснение к сказанному прежде в качестве образца, иллюстрации своей мысли.Обозначает, для иллюстрации рассматриваемого понятия

 

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

Виды союзовПримерыНе употребляются в начале предложения
Соединительныеи, да(=и), и…и…, также, тожетоже
Разделительныеили, либо, то…то, или… или
Противительныеа, но, да (=но), однако, затоа именно
Градационныене только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
Пояснительныето есть, а именноа именно
Присоединительныеи притом, причём, также, да ито есть

 

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

Виды союзовПримерыНе употребляются в начале предложения
Временныекогда, пока, едва, лишь, в то время как, чуть
Причинныетак как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что
Условныеесли (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
Целевыечтобы, для того чтобы, с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
Следствиятак что
Уступительныехотя, несмотря на то что
Сравнительныекак, словно, будто, точно, подобно тому как
Изъяснительныечто, как, чтобытак что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы

 

Способы связи предложений остаются важной составляющей хорошо структурированного текста. Они не только облегчают понимание и передачу информации, но и формируют цельный и последовательный поток мыслей. Умение использовать средства связи позволяет создавать тексты, легко воспринимаемые и понятные для аудитории.

Помогла статья? Оцените её

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдёшь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

Подписаться!