Образование логической цепочки в тексте: средства связи предложений
Средства связи в тексте играют важную роль, обеспечивая логическую последовательность и целостность изложения. Они служат мостиками между идеями, обеспечивая плавный и естественный переход от одной мысли к другой. Способы связи предложений отражают структуру текста, облегчая его восприятие и усвоение читателем.
Средства связи между предложениями в тексте бывают разнообразными и помогают сделать изложение более логичным и цельным.
Лексические средства связи:
- Лексический повтор представляет собой использование одного слова или нескольких слов из одной корневой лексемы для усиления выражения мысли: «Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам».
- Однокоренные слова – это термины с общим корнем, что усиливает смысловую связь: «Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости».
- Использование синонимов помогает обогатить текст различными словами, имеющими одинаковые или схожие значения: «В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся».
- Антонимы, наоборот, противопоставляют слова по значению, создавая контраст и выразительность: «У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше».
- Описательные обороты используются для создания более живого и яркого описания: «Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей».
Грамматические средства связи играют важную роль в формировании текста и передаче идей автора:
- Личные местоимения выступают в роли связующего элемента между предложениями, уточняя или подчеркивая действия и объекты: «А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.»
- Указательные местоимения, такие как «такие», «эти», используются для выделения объектов или явлений, создавая акцент на их уникальности: «Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.»
- Местоименные наречия, такие как «там», «так», устанавливают временные, пространственные или логические связи: «Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.»
- Союзы служат для объединения предложений, выражая последовательность или одновременность действий: «Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо.»
- Частицы, вводные слова и конструкции добавляют окраску или оценку к высказываниям, вносят нюансы в содержание текста: «Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.»
- Единство видовременных форм глаголов, например, использование форм одного времени, подчёркивает последовательность или одновременность действий: «Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами.»
- Неполные предложения и эллипсис ссылается на предшествующие элементы текста, обогащая контекст: «Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.»
- Синтаксический параллелизм — использование одинаковой структуры предложений, создающей параллель между идеями: «Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.»
Вводное слово, союз, частица, наречие | Когда используется? | Переформулировка |
---|---|---|
ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ | Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее. | Другими словами, для ясности рассказа |
КРОМЕ ТОГО | Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами. | Добавляя к этому, в дополнение |
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО | Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям. | Таким образом, в итоге рассмотрения |
НАПРИМЕР, ТАК | Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде. | Например, для уточнения |
НАОБОРОТ | Используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому. | Напротив, для контраста |
ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ | Указывают на порядок изложения аргументов. | Вначале, для структурирования |
НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ | Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста». | Не смотря на это, хотя, вопреки этому |
ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО | Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений. | По причине того, что, потому что |
ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА | Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений. | Поэтому, следовательно, в результате |
ТО ЕСТЬ | Используется для уточнения сказанного ранее. | Иначе говоря, для уточнения |
ОДНАКО, ЗАТО, НО | Используются для противопоставления смысла одного предложения другому. | Но, однако, для противопоставления |
ИМЕННО, ВЕДЬ | Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли. | Именно, поскольку, для уточнения, подчеркивания |
ДАЖЕ | Вносят значение усиления. | Даже, для подчеркивания |
НЕ СЛУЧАЙНО | Имеет значение «по этой причине». | Не случайно, из-за этого |
ОЗНАЧАЕТ | Автор хочет привести пояснение к сказанному прежде в качестве образца, иллюстрации своей мысли. | Обозначает, для иллюстрации рассматриваемого понятия |
Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:
Виды союзов | Примеры | Не употребляются в начале предложения |
---|---|---|
Соединительные | и, да(=и), и…и…, также, тоже | тоже |
Разделительные | или, либо, то…то, или… или | — |
Противительные | а, но, да (=но), однако, зато | а именно |
Градационные | не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а | — |
Пояснительные | то есть, а именно | а именно |
Присоединительные | и притом, причём, также, да и | то есть |
Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:
Виды союзов | Примеры | Не употребляются в начале предложения |
---|---|---|
Временные | когда, пока, едва, лишь, в то время как, чуть | — |
Причинные | так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что | — |
Условные | если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро | — |
Целевые | чтобы, для того чтобы, с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы | — |
Следствия | так что | — |
Уступительные | хотя, несмотря на то что | — |
Сравнительные | как, словно, будто, точно, подобно тому как | — |
Изъяснительные | что, как, чтобы | так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы |
Способы связи предложений остаются важной составляющей хорошо структурированного текста. Они не только облегчают понимание и передачу информации, но и формируют цельный и последовательный поток мыслей. Умение использовать средства связи позволяет создавать тексты, легко воспринимаемые и понятные для аудитории.