Какие бывают стилистические фигуры речи
В русском языке широко применяются различные языковые средства, включая стилистические фигуры речи и тропы.
Стилистические фигуры речи — это особые приемы выразительности, которые придают тексту эмоциональную окраску и усиливают его воздействие на слушателя или читателя. Примеры стилистических фигур включают метафору, сравнение, метонимию, гиперболу, эпитет и другие. Они используются для создания образов, усиления выражения, передачи ассоциаций и эмоциональной окраски текста.
Тропы, или переносные значения слов, являются частным случаем стилистических фигур речи. Они основаны на использовании слов и выражений в переносном, фигуральном смысле. Примерами тропов являются метафора, метонимия, синекдоха, аллегория и прочие. Тропы позволяют обогатить текст новыми значениями и оттенками, делая его более живым и интересным для восприятия.
Все эти языковые средства являются важным инструментом для создания красочных и выразительных произведений на русском языке. Их использование позволяет обогатить текст и передать сложные идеи и эмоции.
Нижи приведена таблица стилистических фигур речи с примерами
Виды фигур | Определение | Примеры |
Антитеза | фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств | Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А. Чехов) |
Анафора | повторение одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) | Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин) |
Эпифора | повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) | Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |
Градация | такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его | Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь; Иди, беги, лети и мсти за нас (Пьер Корнель). |
Хиазм | перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях | Не погибла молодость – Молодость жива! (Багрицкий) |
Инверсия | нарушение обычного порядка слов | Изумительный наш народ; Рассказать тебе я хотел бы одну историю. |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М. Горький) |
Каламбур | игра слов, где в тексте создает комический эффект | Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет. (М. Херасков) |
Риторический вопрос | не требует ответа, а только усиливает эмоциональность высказывания. | Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? |
Риторическое восклицание | в форме восклицания содержится утверждение | Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов) |
Риторическое обращение | фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится | А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов) |
Умолчание | намеренное прерывание речи, дающее возможность читателю домыслить фразу | Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин). |
Многосоюзие | повтор избыточного союза. Создает эмоциональность речи | И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин) |
Бессоюзие | построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов | Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин) |
Эллипсис | пропуск подразумеваемого слова | Не тут-то (было)! |
Оксюморон | соединение логически несовместимых понятий | «Живой труп» (название пьесы Л.Н. Толстого) Таинственно шумит лесная тишина. (И. Бунин) |
Парцелляция | особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным | Я видел солнце. Над головой. |