План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе предоставляет возможность проявить свои творческие способности и выразить собственное мнение о творчестве поэта. При написании исследовательского текста о стихотворении можно начать с любого пункта плана, однако ключевые подсказки нужно искать в самом стихотворении.

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы:

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану:

  1. Автор и название стихотворения: А.С. Пушкин «Анчар».
  2. История создания стихотворения: Написано в 1828 году, через 2 года после возвращения Пушкина из ссылки. Судя по всему, замысел родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье», и его печальных размышлений о природе власти, которые были аллегорически выражены в данном стихотворении. Сюжет и особенности стихотворения: Поэт вдохновился старой легендой о ядовитом растении и заметками доктора Фуше о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. Пушкин переработал сюжет в соответствии со своим замыслом, и создал стихотворение, которое отражает его философские взгляды на власть и роль индивидуума в обществе.
  3. Жанр данного произведения чаще всего определяют как лирическое стихотворение, но благодаря событийному сюжету его можно частично отнести к балладе.
  4. Основной темой стихотворения является пагубное влияние неограниченной власти одного человека. Пушкин на себе почувствовал всю силу этого явления, что сделало стихотворение глубоким и убедительным. Для подчеркивания своей мысли поэт использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон. Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», послав своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы также несут ответственность за тиранию, так как они тесно связаны с ней. Главное в жизни – избавление от рабства и обретение свободы. Это является основной идеей стихотворения.
  5. Композиция данного произведения состоит из двух почти равных частей. Первая часть содержит пять строф, в которых автор описывает истекающее ядом дерево, символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом. Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний. При этом раб подчиняется ему беспрекословно.
  6. Лирический герой произведения меняет свои мысли и чувства на протяжении повествования. Вначале он рассказывает о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, но зловещий холодок и грозные интонации присутствуют в его рассказе. Далее лирический герой говорит о том, что животные избегают страшного дерева, но человек, обладающий разумом, отправляет другого человека к нему, посылая на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.
  7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства: метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»; эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»; сравнения – «Анчар, как грозный часовой»; инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный». В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
  8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер стихотворения А.С. Пушкина был четырехстопный ямб, а рифма была перекрестной. Благодаря такому размеру и рифме автору удалось передать все ощущения от смерти в природе и проявления зла в человеческих отношениях.
  9. Моё восприятие. Я считаю, что стихотворение «Анчар» передаёт важное послание о тирании и свободе. Автор показывает, что пока одни люди являются рабами, другие будут управлять ими и угнетать. Но если человек смел и решителен бороться за свою свободу до конца, зло не будет иметь над ним власти.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» имеет большое значение в творчестве А.С. Пушкина. Оно отражает характерные для того времени взгляды на тиранию и свободу, а также демонстрирует авторское мастерство в использовании художественных средств. Пушкин умелно создает образы и использует метафоры, эпитеты, сравнения и инверсии, чтобы передать свои мысли. Кроме того, стихотворение является частью большого цикла «Евгений Онегин», который считается одним из величайших произведений русской литературы.

Помогла статья? Оцените её

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдёшь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

Подписаться!