Словарь литературных терминов для ЕГЭ

Литературоведческий словарь содержит краткие определения всех литературных терминов и понятий. Основные термины и их определения будут полезны при подготовке к ЕГЭ.

В оценке части заданий ЕГЭ по литературе существует критерий под названием «опора на теоретико-литературные знания», где оценивается знание теории и свободное владение материалом. Каждый ответ требует развернутого задания и написания мини-сочинения, что делает каждый текст научной работой в миниатюре. Многие ученики испытывают затруднения, приступая к анализу произведений, поскольку не владеют терминологией. Без правильного использования терминов невозможно проанализировать проблематику произведения или определить жанр лирики. При формулировании ответа на задание важно помнить, что главное не количество, а уместность употребления терминов. Если не уверены в определении, лучше отказаться от использования термина или заменить его. Неправильное использование терминов влечет за собой минус балла, а их отсутствие считается ошибкой.

Для того чтобы лучше запомнить термины и определения, можно использовать примеры. Например, изучая оксюморон или аллитерацию, легче понять, что это такое. Однако, если со списком литературы все понятно и требуется прочитать все указанные произведения, то с терминами и определениями нужно работать отдельно и запоминать их.

A

  • Абзац — отрывок текста от одной красной строки до другой.
  • Авангардизм — движение в художественной культуре XX века, порывающее с существующими нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель.
  • Автобиография — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.
  • Автограф — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.
  • Авторская речь — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.
  • Акмеизм — литературное течение в русской поэзии нач. xx в.
  • Акростих — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.
  • Аллегория — иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты. Часто аллегория лежит в основе загадки: «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице», пословицы: «Чем дальше в лес, тем больше дров», басни.
  • Аллитерация — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.
  • Альманах — сборник литературных произведений различного содержания.
  • Амфибрахий — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.
  • Анакреонтическая поэзия — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.
  • Анапест — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.
  • Аннотация — краткое пояснение к содержанию книги.
  • Аноним — произведение без обозначения имени автора; автор произведения, скрывший свое имя.
  • Антитеза — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
  • Антология — сборник избранных произведений разных авторов.
  • Апострофа — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.
  • Архитектоника — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов.
  • Афоризм — мысль, изложенная кратко и точно.

Б

  • Баллада — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
  • Басня —небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием основанная на приёме иносказания, аллегории. От притчи или аполога басня отличается законченностью сюжетного развития, от других форм аллегорического повествования, например аллегорического романа, единством действия и сжатостью изложения.
  • Беллетристика —общее название художественной литературы в прозе и стихах. Беллетристика сейчас часто упоминается в новом значении «массовой литературы» противопоставляемой «высокой литературе».
  • Белые стихи — стихи, не имеющие рифмы.
  • Бета-ридер — человек, читающий рукопись до ее отправки в издательство и указывающий автору на ошибки (стилистические, грамматические, структурные и т.п.).
  • Благозвучие (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания.
  • Буриме — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам.
  • Бурлеск — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно.
  • Былина — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях.

В

  • Варваризм – слово или оборот речи, заимствованные из чужого языка. Необоснованное применение варваризмов загрязняет родной язык.
  • Вдохновение — состояние озарения, творческого подъема.
  • Версификация — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, Стихосложения.
  • Верлибр – свободный стих без формальных признаков (метра и рифмы), но обладающий некоторой ритмичностью.
  • Верстка — один из этапов допечатной подготовки книги. Верстальщик размещает текст и иллюстрации так, как они будут выглядеть в книге. Версткой также называют pdf-файл, который отсылают автору, чтобы он мог ознакомиться с макетом книги.
  • Вирши — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.
  • Вкус художественный — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.
  • Вольный стих — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.
  • Восклицание риторическое – выразительное средство языка; обращение, служащее целям повышения эмоциональности, создает обычно настроение торжественное, приподнятое
  • Воспоминания, или мемуары — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.
  • Вульгаризм — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи.
  • Вымысел — плод воображения, фантазии писателя.

Г

  • Гекзаметр — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем.
  • Герой лирический — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
  • Герой литературного произведения — основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.
  • Гипербола — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.
  • Градация – выразительное средство языка, с помощью которого постепенно усиливаются или ослабляются изображаемые чувства и мысли.
  • Гротеск — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.
  • Гуманизм – мировоззрение, при котором высшей ценностью объявляется человек во всех его проявлениях.

Д

  • Дактиль — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога.
  • Двустишие — простейшее строфическое образование из двух стихов, обычно скрепленных рифмой.
  • Декадентство — одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм.
  • Детектив — произведение приключенческой литературы.
  • Детская литература — произведения разных жанров, предназначенные для детей.
  • Диалектизмы – слова из общего национального языка, употребляющиеся в основном в определенной местности и использующиеся в литературных произведениях для создания местного колорита или речевой характеристики персонажей
  • Диалог — разговор двух или нескольких персонажей.
  • Дифирамб — произведение восхваляющего характера.
  • Дольник — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.
  • Драматическое произведение, или драма — произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Ж

  • Жанр — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания
  • Жанровая литература — общее название произведений, в которых основной движущей силой является сюжет. Нравственное развитие героев здесь не важно. К жанровым произведениями относят детективы, любовные романы, фантастику, фэнтези и ужасы.
  • Житие — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого.

З

  • Завязка — событие, с которого начинается развитие действия в произведении.
  • Загадка — жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ.
  • Заимствование — использование автором приемов, тем или идей другого писателя.
  • Зачин — начало произведения русского народного литературного творчества – былины, сказки и т.д.
  • Заявка — письмо, направляемое автором в издательство с предложением опубликовать рукопись.

И

  • Идеализация — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде.
  • Идейный мир произведения — область художественных решений. в него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения.
  • Идея художественного произведения — главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.
  • Идиллия — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы.
  • Имажинизм — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов.
  • Импрессионизм — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя.
  • Импровизация — создание произведений без предварительной подготовки.
  • Инвектива — резкое обличение.
  • Инверсия — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок.
  • Интонация — основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику.
  • Интрига — развитие действия в сложном сюжете произведения.
  • Ирония — скрытая насмешка.

К

  • Каламбур — игра слов, основанная на их звуковом сходстве при различном смысле
  • Кантата — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя.
  • Кантилена — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку.
  • Канцона — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь.
  • Карикатура — шутливое или сатирическое изображение событий или лиц.
  • Классика — литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой литературе (Пушкин, Гете, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Шекспир и др.).
  • Классицизм — литературное направление (течение) xvii — нач. хiх вв. в россии и западной европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах.
  • Классическая литература — образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности.
  • Клаузула — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.
  • Кода — заключительный, добавочный стих.
  • Коллизия — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой.
  • Комедия — драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.
  • Комментарий — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы.
  • Коммерческая литература — произведения, предназначенные для широкой аудитории и пользующиеся большим спросом. Включает в себя жанровую литературу и мейнстрим.
  • Композиция — структура художественного произведения.
  • Контекст — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов.
  • Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.
  • Конфликт — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.
  • Концовка — заключительная часть или эпилог литературного произведения.
  • Критика — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений.
  • Крылатое слово — меткое выражение, ставшее поговоркой.
  • Кульминация — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.
  • Куплет – строфа в песне, имеющей рефрен; обычно обладает законченным смыслом, сближаясь со стансами.

Л

  • Лаконизм — краткость в выражении мысли.
  • Легенда — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ.
  • Лейтмотив — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении.
  • Лирика — один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.
  • Лирическое отступление — высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
  • Литература художественная — область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
  • Лубочная литература — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники.

М

  • Мадригал — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания.
  • Мастерство художественное — умение писателя передавать в художественных образах правду жизни.
  • Мейнстрим — художественные произведения, главную роль в которым играет не сюжет, а нравственное развитие героев.
  • Мелодика стиха — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки.
  • Мелодрама – драматический жанр, ориентирующий зрителя на сострадание, сочувствие героям.
  • Метафора — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.
  • Метод — основные принципы, которыми руководствуется писатель. художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др.
  • Метонимия — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании.
  • Метрическое стихосложение — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. таким является античное стихосложение.
  • Миниатюра — небольшое литературное произведение.
  • Миф — древнее сказание о происхождении жизни на земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев.
  • Многосоюзие (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении.
  • Модернизм — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.
  • Монолог — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.
  • Моноритм — стихотворение с повторяющейся одной рифмой.
  • Мотив — в литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.
  • Мотивировка — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания.

Н

  • Натурализм – направление в литературе последней трети 19 века, утверждавшее предельно точное и объективное воспроизведение действительности, порой пpивoдившee к пoдaвлeнию индивидyaльнocти aвтopa.
  • Начальная рифма — созвучие, находящееся в начале стиха.
  • Неологизм — новое слово.
  • Новаторство — внесение новых идей, приемов.
  • Новелла – небольшое прозаическое произведение, сопоставимое с рассказом. В новелле большая насыщенность событиями, четче фабула, отчетливей поворот сюжета, приводящий к развязке.

О

  • Образ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.
  • Обращение — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю.
  • Ода — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.
  • Октава — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной.
  • Олицетворение (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами
  • Онегинская строфа — строфа, использованная а. с. пушкиным при написании романа «евгений онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья.
  • Оппозиция – вариант антитезы: противодействие, противопоставление взглядов, поведения персонажей на уровне характеров (Онегин – Ленский) и на уровне понятий («венок – венец» в стихотворении М. Лермонтова «Смерть поэта»).
  • Очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора.

П

  • Памфлет — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом.
  • Параллелизм — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.
  • Пародия — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала.
  • Пасквиль — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием.
  • Пастораль — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.
  • Пафос — ведущий эмоциональный тон произведения.
  • Пейзаж — изображение природы в литературном произведении.
  • Перенос — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.
  • Перифраз — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков.
  • Персонаж — действующее лицо литературного произведения.
  • Повествователь — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.
  • Поговорка — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности.
  • Портрет — изображение в художественном произведении внешности персонажа.
  • Посвящение — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено.
  • Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
  • Послесловие — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению.
  • Пословица — краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль: «Век живи, век учись», «Без друга на сердце вьюга».
  • Поучение — литературное произведение в форме речи познавательного характера.
  • Поэзия — художественное творчество в стихотворной форме.
  • Поэма — один из видов лиро-эпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).
  • Прибаутка — острое словцо или словосочетание.
  • Притча — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме.
  • Проблема — вопрос, который исследуется писателем в произведении.
  • Проблематика — перечень проблем, затронутых в произведении.
  • Проза — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.
  • Пролог — вступление в литературное произведение.
  • Прототип — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.
  • Псевдоним — вымышленное имя или фамилия писателя.
  • Публицистика — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества.
  • Путешествие — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии.

Р

  • Развязка — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.
  • Размер стиха — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.
  • Рапсод — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни.
  • Рассказ или новелла — основной жанр малой повествовательной прозы. Рассказ — меньшая по объему форма художественной прозы, чем повесть или роман. По сравнению с более развернутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.
  • Редакция — один из вариантов текста произведения.
  • Ремарка — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.
  • Реплика — ответ одного персонажа на речь другого.
  • Рефрен — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы.
  • Ритм — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов).
  • Рифма — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.
  • Род литературы — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос.
  • Романс — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви.
  • Роман — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и раз-ветвленностью сюжета.
  • Рондо — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы.
  • Рубаи — формы лирической поэзии востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки.

С

  • Сага – жанр скандинавской и исландской эпической литературы; героическая эпопея, соединяющая стихотворные и прозаические описания деяний.
  • Сарказм — язвительная насмешка.
  • Сатира — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека.
  • Свободный стих (верлибр) — стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха.
  • Силлабическое стихосложение — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке.
  • Силлабо-тоническое стихосложение — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.
  • Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.
  • Сказ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь.
  • Сказание (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности.
  • Слог — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи.
  • Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья.
  • Сравнение — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.
  • Стансы — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли.
  • Стилистика — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений.
  • Стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.
  • Стих — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речь.
  • Стихосложение — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи.
  • Стихотворная речь — в отличие от прозы, речь ритмически упорядоченная, состоящая из сходно звучащих отрезков — строк, строф. Часто в стихах имеется рифма.
  • Стопа — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.
  • Строфа — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.
  • Сюжет — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.

Т

  • Тавтограмма — стихотворение, все слова которого начинаются с одной буквы.
  • Творческая история — история создания художественного произведения.
  • Творческий процесс — работа писателя над произведением.
  • Тема — объект художественного отражения.
  • Тематика — совокупность тем произведения.
  • Тенденция — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор.
  • Течение литературное — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества.
  • Терцет – стихотворная строфа, состоящая из 3 стихов (строк), рифмующихся между собой или с соответствующими стихами последующего терцета.
  • Тип — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.
  • Трагедия — драматический жанр, который строится на неразрешимом конфликте. Вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
  • Трактат – жанр научной литературы; законченное сочинение на научную тему, заключающее в себе постановку проблемы, систему доказательств её решения и выводы.
  • Троп — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле.

 

У

  • Урбанизм — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе.
  • Утопия — произведение, изображающее вымышленную картину идеального жизненного устройства.
  • Устное народное поэтическое творчество (фольклор) – совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме; в них нет единой авторской позиции, место которой занимает ориентация на общенародный идеал.

 

Ф

  • Фабула — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности.
  • Фантастика — мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением.
  • Фельетон — тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества.
  • Фигура стилистическая — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова.
  • Фольклор — совокупность произведений устного народного поэтического творчества.

Х

  • Характер — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.
  • Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
  • Хроника — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни.
  • Художественные средства — средства, которые делают художественную речь более яркой и выразительной (эпитет, сравнение и др.).
  • Художественный метод — совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют литературное направление. К художественным. методам (и направлениям) относятся классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм.
  • Художественный образ — человек, предмет, явление, картина жизни, творчески воссозданные в художественном произведении.

Ц

  • Цезура — пауза в середине стиха (строки) поэтического произведения.
  • Цикл — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием.

Ч

  • Частушка — небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием.

Э

  • Эвфемизм — замена в поэтической речи грубых выражений более мягкими.
  • Эзопов язык — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.
  • Эклога — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь.
  • Экспозиция — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.
  • Экспромт — произведение, созданное быстро, без подготовки.
  • Элегия — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.
  • Эпиграмма — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.
  • Эпиграф — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.
  • Эпизод — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.
  • Эпилог — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.
  • Эпитет — образное определение.
  • Эпическое произведение — художественное произведение, в котором автор повествует о людях, об окружающем мире, о различных событиях. Виды эпических произведений: роман, повесть, рассказ, басня, сказка, притча и др.
  • Эссе – произведение эпического жанра, содержащее субъективные, нетрадиционные рассуждения автора, не претендующие на исчерпывающую характеристику и глубокую изученность поднятой проблемы. Эссе отличается свободной композицией и установкой на образный, афористичный язык, на беседу с читателем.

Ю

  • Юмор – вид пафоса, основанный на комическом. В отличие от сатиры юмор не отвергает и не высмеивает комическое в жизни, а принимает и утверждает его как неизбежную и необходимую сторону бытия. Юмор является выражением жизнерадостности, здорового оптимизма.
  • Юмореска — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах.

Я

  • Ямб — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.

Помогла статья? Оцените её

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдёшь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

Подписаться!