Как сделать словообразовательный анализ слова

Слова, обладающие одним корнем и схожим значением, называются родственными. Они образованы от одной основе, а также все они называются однокоренными. Для правильного определения основы любого слова важно знать, как происходит процесс словообразования, а также что такое производные и непроизводные слова.

Содержание

Понятие

Он представлен специальным анализом слова, благодаря которому можно понять, является ли оно производным или непроизводным, а также с помощью какого слова и каким образом оно образовалось. Для выполнения данного процесса требуется разбить слово по составу. В нем выделяется приставка, основа, корень, а также суффикс с окончанием.

Для словообразовательного анализа первоначально надо понять смысл канализуемого слова. Например, «водитель» — это человек, который водит машину. У «водитель» и «водит» имеются схожие основы с одинаковыми морфемами.

Поэтому они образованы от родственного слова «водить». Основа «водить» называется производящей, поскольку она применяется для образования новых слов. А вот основа «водитель» является производной, поскольку она является результатом процесса словообразования.

Слова, у которых имеется производная основа, называются производными, а если основа является производящей, то они называются производящими. Производное и производящее – это словообразовательная пара.

фото 261223_15

Зачем необходим

Он считается важнейшим инструментом для изучения русского языка. Он дает возможность определить, какой механизм использовался для образования любого слова.

Благодаря такому анализу структуры выявляются закономерности с шаблонами, которые применяются для образования новых слов. Поэтому этот процесс дает возможность существенно расширить словарный запас, а также понять грамматику и значение морфем в разных контекстах.

Словообразовательный анализ считается важнейшим методом определения морфологической структуры. С его помощью определяются элементы словообразования. Он применятся в лингвистике с лексикографией.

Как выполняется

Любой человек должен разбираться в правилах выполнения данного разбора, который делится на последовательные этапы:

  • первоначально нужно поставить слово в начальную форму;
  • далее подбирается наиболее родственный вариант, что позволяет сформировать словообразовательную пару;
  • у этой пары важно правильно выделить основы;
  • определяются словообразовательные морфемы;
  • выявляется метод словообразования.

Процесс не занимает много времени, поэтому если понять каждый этап, то они выпаяются оперативно и легко.

Инструкции с примерами

Основная цель словообразовательного разбора заключается в нахождении наиболее близкой однокоренной лексемы. В результате формируется словообразовательная пара, которая определяет соотношение между производящим и производным словом.

Для образования слов могут использоваться различные способы:

  • Приставочный. Данный метод заключается в том, что к основной лексеме добавляется приставка, что позволяет получить новое слово. Например: текст – подтекст или спать – проспать.
  • Суффиксальный. При этой методике слова меняются благодаря добавлению суффиксов к основе. Например: пахать – пахота или теплый – теплота.
  • Приставочно-суффиксальный. С помощью этого способа к основе прибавляется как приставка, так и суффикс. Например: люди – безлюдный или река – междуречье.
  • Бессуффиксальный. Данным методом создаются новые имена существительные от прилагательных, в которых убирается окончание. Например: тихий – тишь или сухой – сушь.
  • Постфиксальный. Он заключается в том, что к слову присоединяется как префикс (приставка, так и суффикс с постфиксом к основе. Например: дом – домик, зеленый – зеленоватый, бегать – побегать.
  • Сложение. При таком методе могут складываться основы, две основы и суффикс, сокращенные основы, а также начальные буквы или звуки. Например: пожар и опасный – пожароопасный, канат и ходить – канатоходец.
  • Слияние. Методика заключается в соединение целых слов. Например: тот и час – тотчас, мало и знакомый – малознакомый.
  • Усечение. Этот метод называется компрессивным, причем он наиболее часто применяется при разговоре, а не письме. Он заключается в сокращении некоторых слов для лучшего использования при разговоре: университет – универ, компьютер – комп.
  • Удвоение. По-другому данный способ называется редупликации. Он предполагает создание слова путем повторения основы или некоторой ее части. Например: кукушка – ку-ку, чуть-чуть.
  • От имен собственных. Некоторые слова образуются на основании мет собственных или вовсе географических терминов или иных наименований. Например: салат «оливье» — Люсьен Оливье.

фото 261223_8

Словообразовательный анализ для прилагательного «письменный»:

  • первоначально выделяется основа – «письменн-»;
  • находится корень: «пись-»;
  • выявляются дополнительные морфемы: суффиксы – «м-» и «енн-», а окончание – «ый-»;
  • в результате такого анализа можно утверждать, что применялся суффиксальный способ словообразования, поскольку «письменный» образовано путем добавления двух суффиксов и окончания, что позволяет получить прилагательное.

Анализ для существительного «теплоход»:

  • первоначально выделяется основа слова – «теплоход»;
  • при определении корня можно увидеть, что лексема сформирована из двух основных морфем: «тепло-» и «ход-»;
  • в результате анализа выявляется, что слово образовано путем сложения двух отдельных корней, что подходит для метода сложения.

Анализ для глагола «выучить»:

  • первоначально находится основа – «выучи-»;
  • корень – «уч-»;
  • к корню присоединяется приставка «вы-», суффикс «и-» и глагольное окончание «ть-»;
  • «выучить» образовано от «учить», поэтому метод словообразования – приставочный.
Внимание! Аналогичные простые действия можно применить к любому другому слову. Анализ является простым процессом, если знать все его особенности, а также выучить словообразовательные методы.

Как пользоваться полученными знаниями

Если хорошо разобраться в словообразовательном анализе, то можно легко определять, как правильно пользоваться теми или иными словами как на письме, так и в устной речи. Можно самостоятельно образовывать новые формы, а также определять начальную форму. Такие знания гарантируют, что человек является грамотным и хорошо разбирающимся в основных правилах русского языка.

Особенно важны данные знания для учеников старшей школы, которые готовятся к сдаче экзаменов, поскольку можно встретить вопросы, касающиеся словообразования. Все действия являются аналогичными для разных частей речи.

Дополнительные примеры в видео:


Словообразовательный анализ считается важным процессом, который позволяет определить разные формы слов. Он легко выполняется для прилагательных, существительных или глаголов. Во время его использования важно правильно выбрать способ формирования лексемы. Желательно попрактиковаться самостоятельно, чтобы анализ стал простым и оперативным процессом.

Помогла статья? Оцените её

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдёшь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

Подписаться!