Как ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Ученики часто сталкиваются со сложностями во время изучения сложноподчиненных предложений по русскому языку. Особенно много проблем появляется при расстановке знаков препинания. Такие предложения могут выделяться не только запятыми, но и другими знаками.

Для этого важно убедиться, имеется ли одно или два придаточное, а также проверить наличие различных союзов или других частей речи. В некоторых случаях нужно пользоваться не только запятыми, но и тире или точкой с запятой.

Понятие сложноподчиненных предложений

Они представлены разновидностью сложного предложения, состоящего из двух частей, причем одна часть по смыслу и интонации подчиняется другой. Сложноподчиненные предложения (СПП) формируются из придаточного и главного (независимого) предложения.

Пример: «Зима закончится, когда растает весь снег». Придаточная часть может находиться в середине, начале или конце предложения.

К основным отличиям СПП от других типов предложений относится:

  • две части находятся в подчинении, поэтому не равны по смыслу или значимости;
  • в придаточной части применяются союзы или союзные слова;
  • можно легко задать вопросы от главной части к зависимой: «Какой?» «Как?» «Который?» и другие;
  • перед союзными словами придаточной части наиболее часто ставится запятая, но могут быть исключения, когда не ставятся знаки препинания.

Определить СПП довольно легко, но при этом важно знать, где и какой знак препинания в сложноподчиненном предложении ставится.

Полезно также почитать: Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Правила пунктуации

Точные знаки препинания, которые нужно поставить, зависят от смысла и других особенностей предложения. Поэтому первоначально важно понять, имеется ли одно или несколько придаточных, а после выяснить, нужно ли ставить запятую между ними или же можно воспользоваться другими знаками препинания.

Такой серьезный подход к знакам препинания, к функциям, которые они выполняют, гарантирует, что человек не будет допускать серьезных грамматических ошибок.

С одним придаточным

СПП может быть сформировано из 2-х или большего количества простых предложений. Если имеется только одна главная и одна зависимая часть, то запятая ставится после зависимой.

Например: «Если бы Кристина надела каблуки, то наверняка была бы выше мужа».

Если подчиненное предложение находится в середине, то его придется выделять запятыми с двух сторон. Например: «Девочка хотела кушать, но чтобы не испортить аппетит, она отказалась от сладостей».

В некоторых случаях зависимая часть завершает предложение, поэтому перед ней ставится запятая.

Например: «Кристина была бы выше мужа, если бы надела каблуки».

В СПП применяются разные виды подчинительных союзов.

С несколькими придаточными

СПП может включать несколько придаточных предложений, которые не связаны с помощью сочинительных союзов. Поэтому они отделяются с помощью запятых.

Например: «Мне вспомнилось, как девочка танцевала в красивом платье, как громко смеялась Карина».

Если в таком предложении имеется одиночное сочинительное соединение или же разделительный союз, который ставится между однородными зависимыми частями, то запятую можно не ставить.

Например: «Я пришел домой довольно поздно, когда жена уже уснула и дети давно сделали уроки.

Иногда возникает последовательное подчинение, когда придаточное предложение находится внутри другой зависимой части. При таких условиях ставится рядом два подчинительных союза. Между ними нужно поставить запятую, если далее не используется вторая часть союза, например, «то» или «но».

Особые случаи

Кроме запятой в сложноподчиненных предложениях могут использоваться и другие знаки препинания. К этим особым случаям относится:

  • Если разные части предложения чрезмерно распространены, поэтому внутри них используются запятые, то для отделения применяется точка с запятой. Например: «Если бы мужчина захотел добиться цели, если бы он все правильно планировал, если бы он подбирал правильные способы; то он бы добился успеха в карьере».
  • В некоторых предложениях вовсе нужно ставить тире. Оно выбирается, если зависимая часть стоит перед главной. Например: «Когда есть дети – дома праздник каждый день».
  • В особых случаях ставится как запятая, так и тире. Это возможно при отделении нескольких придаточных, которые являются однородными. При этом главная часть располагается после них. «Когда на душе праздник, когда все собираются гулять, когда люди радуются погоде, пойти на прогулку – самое верное решение».

Такие особые случаи нужно узнавать благодаря специфическому строению предложений. Поэтому перед постановкой знаков важно определить, на сколько частей делится одно предложение, как правильно отделить придаточную часть от главной, а также какие другие знаки препинания кроме запятой подходят.

Когда не нужно ставить запятые

Иногда приходится сталкиваться с необычными ситуациями, когда в сложноподчиненных предложениях не нужно ставить запятую. Придаточная часть не отделяется с помощью запятой, если перед союзом имеется отрицание в форме «не» или повторяющиеся союзы «и», «или», «либо» или другие.

Например: «Учитываются не его слова, а реальные действия», «Ученые общались и когда заходили в зал совещания, и когда рассаживались по местам».

Не нужно ставить запятую, если зависимая часть выражается исключительно союзом.

Например: «Девушка очень волновалась, но ее мама не знала почему».

Не требуется использовать знаки препинания, если перед подчинительным союзом имеются повторяющиеся сочинительные союзы. К ним относится «и», «или», «либо», «ни…ни» и другие.

Например: «Мужчина обещал позвонить жене либо утром, либо когда уже окончится совещание».

Запятую не нужно ставить перед устойчивыми сочетаниями, к которым относится «во что бы то ни стало» или «что есть мочи», а также другими аналогичными выражениями.

Например: «Женщине было о чем подумать после разговора с мужем», «Он хотел во что бы то ни стало исправить ошибки, которые допустил в общении со своей любимой девушкой».

Поскольку имеется столько специфических случаев, при которых действительно не нужно пользоваться знаками препинания, то это приводит к тому, что школьники, студенты и взрослые люди допускают серьезные ошибки.

Они либо ставят запятые в тех местах, где их не нужно использовать, либо же отказываются от использования знаков препинания в нужных местах предложения. Поэтому желательно хорошо изучить правила русского языка, которые касаются сложноподчиненных предложений. Это позволит не допускать грамматических ошибок, а также строить красивые и яркие предложения с зависимыми и главными частями.

Довольно сложной темой в русском языке считаются сложноподчиненные предложения. Они делятся на несколько частей, причем одна или несколько частей подчиняются другой. В результате появляются сложности с тем, как правильно поставить знаки препинания, чтобы не допустить грамматических ошибок.

Для этого важно учитывать наличие одного или нескольких придаточных, а также помнить о некоторых особых случаях, при которых запятую или другие знаки препинания вовсе не нужно использовать, поскольку это будет нарушением грамматики.

Видео по теме статьи:

Помогла статья? Оцените её

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...