План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2023
В 2023 году ЕГЭ по русскому языку будет главным экзаменом для всех учащихся 11 классов. В данном материале будет подробно рассмотрено, как изменятся критерии оценивания задания №27, какой план должен быть в сочинении, и как лучше всего готовиться для получения максимального балла.
Требования по ФИПИ
Согласно ФИПИ, в задании №27 по русскому языку на ЕГЭ необходимо выполнить следующие требования:
- Найти и выбрать одну из правильных проблем, которые представлены в тексте, указанном в КИМе.
- Написать два комментария, где каждый комментарий должен состоять из примера, его пояснения и смысловой связи между ними.
- Выразить свою позицию относительно позиции автора данного текста.
- Написать не менее 150 слов.
- Избегать чрезмерного цитирования.
Итак, при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку важно сначала выбрать одну из проблем, представленных в тексте, и поставить ее в основу сочинения. Затем нужно проиллюстрировать свою точку зрения двумя комментариями, каждый из которых содержит пример, его пояснение и связь между ними. Далее необходимо выразить свою позицию по отношению к позиции автора, указанной в тексте, и обосновать ее. Важно также не забывать о соблюдении объема сочинения (не менее 150 слов) и избегать чрезмерного цитирования.
Таким образом, выполнение задания №27 на ЕГЭ по русскому языку требует от ученика глубокого анализа текста и умения высказывать свои мысли и аргументы.
За задание №27 максимально можно получить 24 балла. Однако, чтобы получить оценку, сочинение не должно быть полностью пересказом или перепиской текста, а также написано не по теме или не по проблеме из КИМа. Если эти требования не будут выполнены, то работа будет оценена в 0 баллов.
Вторая часть ЕГЭ по русскому языку в 2023 году останется неизменной — это сочинение. Однако, для экзаменуемых будут представлены несколько нововведений: уточнен вопрос, на который необходимо ответить; отменен верхний порог количества слов, регламентированы только минимальное количество слов (70) и рекомендуемое минимальное количество слов (150); уточнены критерии оценивания; уменьшена наивысшая оценка по критерию К-2 с 6 до 5 баллов; уточнены нормы оценивания при наличии разных видов ошибок.
Структура
В 2023 году структура сочинения (задание №27 в ЕГЭ по русскому языку) останется неизменной:
- Краткое введение.
- Формулировка проблемы.
- Комментарий к сформулированной проблеме.
- Изложение авторской позиции.
- Комментарий (согласие или несогласие экзаменуемого с позицией автора).
- Аргументация (минимум 1 аргумент, но лучше 2 и более).
- Заключение (вывод).
План сочинения
Формулировка проблемы данного текста. 1 балл.
- Нужно указать, какой русский писатель (публицист, прозаик и т.д.) вызвал у автора текста размышления над проблемой, и сформулировать вопрос по этой проблеме в форме вопросительного предложения. Например: «Какова роль книги в жизни человека?».
- Требуется указать, какая проблема вызвала у автора размышления, используя характеристику (сложной, важной, серьезной, актуальной, злободневной, философской и т.д.) и сформулировать вопрос по этой проблеме в форме вопросительного предложения. Например: «Для чего люди совершают свой ежедневный трудовой подвиг?».
Комментарий к сформулированной проблеме данного текста+1-ый пример-иллюстрация с указанием и пояснением. 6 баллов.
- В данном тексте ФИО автора обращает внимание на главного героя повествования, раскрывая проблему. В качестве иллюстрации можно привести случай, когда герой сталкивается с трудностями, связанными с этой проблемой.
- Автор знакомит читателя с героями текста, чтобы лучше понять их действия и мотивы. Это позволяет нам глубже вжиться в происходящее и понять авторский посыл.
- Поступок героя может показать, что он имеет высокие моральные принципы или наоборот, не всегда правильно поступает. Это помогает понять его характер и действия в конкретной ситуации.
- Слова и мысли героя могут помочь нам лучше понять его эмоции и внутренний мир, а также его отношение к событиям, происходящим в тексте.
- Автор описывает события, чтобы помочь читателю лучше понять проблему, которую он обсуждает, а также свои взгляды на эту проблему.
- Автор хочет сказать, что его точка зрения на проблему важна, и он старается убедительно доказать ее правильность. В данном контексте он использует примеры и аргументы, чтобы убедить читателя в своей правоте.
В публицистическом тексте:
- Писатель хочет сказать, что его мнение на тему важно и нужно обратить на него внимание.
- Примеры, приведенные в тексте, демонстрируют, что автор прав в своих выводах и убеждают читателя в правильности его точки зрения.
- Смысл высказывания заключается в том, что автор хочет донести до читателя свою позицию и подтвердить ее доказательствами.
- Приведенные слова убедительно доказывают правоту автора и помогают читателю лучше понять его точку зрения.
- Автор использует примеры, чтобы наглядно продемонстрировать свои аргументы и убедить читателя в своей правоте.
Пример-иллюстрация
- Для того чтобы читатель разобрался в чувствах (мыслях, ощущениях и т.п.) героя, автор отмечает, что… + пояснение +мини-вывод
- В предложении № … писатель отмечает ( замечает и т.д.), что…+ пояснение +мини-вывод …Автор уверен, что…
Позиция / мнение автора. В этом пункте необходимо ясно определить позицию автора, которая должна продолжать проблему.
Пример переформулирования: Для ясности высказывания автора, можно использовать такие клише, как:
- «Позиция автора такова, что…»,
- «Автор стремится донести до своего читателя мысль о…»,
- «Писатель считает, что…».
Пример:
- Для решения проблемы человеческих чувств к родине, автор текста (ФИО) определяет свою позицию.
- Позиция автора заключается в том, что любовь, уважение и гордость к родине и родному краю должны быть необходимыми для каждого человека.
Собственное отношение к проблеме и пояснение. В данном разделе необходимо выразить свою точку зрения на проблему, используя следующие фразы:
- Я считаю, что…
- Мое мнение заключается в том, что…
- Я придерживаюсь точки зрения, что…
Пример: «Я считаю, что любой человек должен иметь право на свободу слова и выражения своих мыслей. Это подтверждается многими документами, в том числе и Всеобщей декларацией прав человека.» Собственное мнение подтверждаем литературным аргументом.
Вывод. Вывод должен содержать 1-2 предложения, которые подводят итог всей работы и не вводят новых идей. Он должен непосредственно следовать за основной проблемой.
Клише для вывода:
- В итоге, можно заключить, что…
- Таким образом, можно сделать вывод, что…
- Суммируя вышеизложенное, можно отметить, что…
Пример: «Суммируя вышеизложенное, можно отметить, что социальные сети оказывают существенное влияние на нашу жизнь и требуют более осознанного и осторожного использования».