Какие типы сказуемых существуют в русском языке
В предложениях существует два главных члена, называемых подлежащим и сказуемым. Они образуют основу, а также могут принадлежать к нескольким видам. Выделяется три типа сказуемых: глагольное, составное глагольное и составное именное. Они отличаются по составу, поэтому ученики в школе и взрослые люди должны понимать различия между ними.
Содержание
Понятие сказуемого
Сказуемые считается главным членом любого предложения. Оно позволяет определить подлежащее, а также формирует с ним грамматическую основу. Обычно к сказуемому можно задать вопросы, направленные на действия. К ним относятся: «что делать?» или «что сделать?». С помощью таких вопросов можно узнать, каким предметом является подлежащее, а также что оно обозначает.
Но дополнительно сказуемое может отвечать и на другие вопросы, к которым относится: «каков?», «какой?» или «что такое?».
Основные типы
В русском языке сказуемое может быть представлено в нескольких разновидностях. Они зависят от того, какой формой обозначено данное слово. Поэтому выделяют три типа сказуемых в русском языке:
- простое глагольное;
- составное глагольное;
- составное именное.
Простое глагольное
Данная разновидность выражена глаголом, причем он может обладать любым временем, наклонением или числом.
Для закрепления этой информации целесообразно пользоваться простыми примерами:
- Теперь я буду знать, как поступить в будущем.
- Вкусный аромат цветов привлекает пчел и других насекомых.
Простым глагольным сказуемым представлены глаголы в сложных формах, обладающие повелительным наклонением, а также выраженные в будущем времени:
- я буду говорить;
- они планируют отдыхать;
- пусть станцует.
В качестве простого глагольного сказуемого может выступать инфинитив, который выражается в форме глагола, обладающего изъявительным наклонением. Дополнительно могут использоваться фразеологические глагольные сочетания, обозначающие какое-либо действие.
Например:
- Кристина постоянно витает в облаках.
- Не выходи из себя по мелким проблемам.
Для лучшего понимания данного типа желательно придумать еще несколько интересных примеров, которые позволяют понять особенности этой разновидности.
Составное глагольное
К ним относятся сказуемые, которые выражаются вспомогательными глаголами, выраженными инфинитивом спрягаемой формы, а также иными словами, которые могут заменять глаголы. Поэтому образуется составное глагольное сказуемое по следующей форме: вспомогательный глагол плюс инфинитив. Например: «Люди должны писать так же хорошо, как и говорить».
Вспомогательными глаголами могут быть:
- Фазисные глаголы. Они означают начало, процесс или конец какого-либо действия. К ним относятся: «начать», «бросить», «закончить» или «продолжать». Например: «Дневной свет начал быстро меркнуть, когда Маша возвращалась домой», «Максим перестал есть, посмотрел на товарища и попросил воды».
- Модальные глаголы. Они обладают значением желания, намерения или волеизъявления, а также определенной способности. К ним относятся: «хотеть», «желать», «уметь», «стремиться» или «думать». Например: «Я хочу помочь, но не знаю как это сделать».
- Глаголы, которые способны выражать специфическое моральное и эмоциональное состояние. К ним относятся: «любить», «ненавидеть», «страшиться», «решиться» или «привыкнуть». Например: «Кристине стало жалко мужчину, поэтому она помогла ему подняться и позвонила в скорую помощь».
- Безличные глаголы. В составных глагольных сказуемых могут применяться определенные виды безличных глаголов. К ним относятся: «стоит» или «следует». «Нам следует подумать над этим вопросом».
- Краткие прилагательные. Они не должны иметь полную форму, поскольку обладают ею с другим лексическим значением. К таким словам относится: «рад», «намерен», «готов» или «согласен». Например: «Необходимо учиться по той специальности, в которую ты рад вложить всю душу и силы».
- Слова состояния. К ним относятся: «можно» или «нельзя», а также «надо». Например: «На каникулах можно было поспать до 10 часов утра».
Составное именное
Данный тип сказуемого формируется с помощью глагола-связки, выраженного в личной форме. Он выражает конкретное грамматическое значение.
К нему присоединяется именная часть, которая может обозначаться разными частями речи, к которым относится существительное в творительном или именительном падеже, прилагательное краткой или полной формы, числительное, местоимение, наречение, междометие или причастие, а также допускается применять неразложимые сочетания. Для формирования такого сказуемого применятся формула: глагольная связка плюс именная часть.
В качестве связки используются:
- Глагол «быть», который может быть выражен в различных наклонениях и времени, поэтому может применяться даже слово «есть», которое часто является нулевым. Например: «Мальчик был очень похож на отца» или «Текст уже был переведен с английского языка».
- Глагол, обладающий ослабленным лексическим значением. Поэтому получается полуотвлечённая или полузнаменательная связка, выражающая грамматическое значение, а также частично вносящая в сказуемое лексическое значение. Но он не может сам выражать форму сказуемого без именной части. К примерам таких глаголов относятся: «стать», «являться», «зваться» или «казаться». Например: «С того момента стало ясно, что мужчина был главным в семье», «Внезапно ее муж руководителем становится, хотя не имеет высшего образования».
- Знаменательная или полузнаменательная связка, для обозначения которой применяется глагол, выражающий движение или состояние. К таким словам относятся: «сидеть», «стоять», «лежать» или «жить». Например: «Деревенский дом стоял одиночкой на горе», «Женщина сидела спокойная и бледная, как всегда».
Таблица видов
Для лучшего запоминании типов сказуемых можно пользоваться удобной таблицей:
Простое глагольное | Составное глагольное | Составное именное | |
Способ выражения | Образовано с помощью глагола в форме одного наклонения | Формируется с помощью вспомогательного слова, к которому присоединяется неопределенная форма глагола | Образуется с использованием глагола-связки и именной части |
Примеры | Я еще долго буду петь. | Мужчина был рад помочь женщине в беде. | Вертолет начал набирать высоту через 2 минуты. |
Данную таблицу учителя рекомендуют своим ученикам распечатать и приклеить над рабочим столом, чтобы иметь возможность в любой момент времени обратиться к правилам написания разных типов сказуемых. Желательно самостоятельно придумать еще несколько примеров, чтобы хорошо закрепить правило.
Полезно также почитать: Причастный оборот
Алгоритм определения типа
У некоторых школьников и даже взрослых людей часто возникают сложности с тем, чтобы определить, к какому виду относится то или иное сказуемые. Поэтому они могут воспользоваться простым алгоритмом действий. Первоначально надо задать вопрос, состоит ли сказуемое из одного слова? В зависимости от ответа определяется нужная разновидность:
- Да, сказуемое состоит из одного слова. Далее задается следующий вопрос: «Является ли сказуемое глаголом?». Если оно представлено глаголом, то оно является простым глагольным сказуемым. Если же данное слово не относится к глаголам, то оно является составным именным сказуемым.
- Нет, сказуемое состоит из нескольких слов. Следующий вопрос: «Принадлежит ли сказуемое к фразеологизму или форме будущего времени?». Если да, то оно является простым глагольным. Если нет, то снова придется задать вопрос: «Содержит ли сказуемое инфинитив?». Если ответ да, то оно является составным глагольным, а если ответ нет, то оно принадлежит к составным именным.
Благодаря такому алгоритму не возникнет сложностей с определением правильного типа сказуемого. Поэтому такую последовательность действий и эти вопросы все школьники должны обязательно запомнить. Вопросы, которые касаются типов сказуемых, часто встречаются на экзаменах, поэтому к ним нужно относиться ответственно.
Этот простой алгоритм, как и таблицу, можно распечатать, чтобы всегда иметь к нему свободный и быстрый доступ во время выполнения домашних заданий или повторения основных правил русского языка.
Проверь себя
Тест для русского языка в 8 классе по теме типы сказуемых:
Сказуемые могут быть представлены в трех разных типах. Они предполагают использование различных вариантов глаголов и других частей речи. Поэтому важно знать, как правильно определить разновидность сказуемого, поскольку этот вопрос приходится постоянно проходить в школе, а ташке его нередко задают на экзаменах.
Для упрощения процесса запоминания правил желательно составлять и сохранять специальные таблицы с алгоритмами, а также самостоятельно придумывать как можно больше предложений, выступающих примером применения правил. Такой серьезный подход к обучению положительно сказывается на успеваемости и грамотности человека.