Особенности развития советской культуры в 1950–1980-е годы

Период с 1950 по 1980 годы в Советском Союзе представляет собой уникальный этап в истории страны, охватывающий события послевоенного восстановления, холодной войны и периода оттепели. В эти десятилетия советская культура претерпела существенные изменения под влиянием политических, социальных и экономических факторов. Искусство, литература, кино, музыка и другие сферы культуры стали отражением стремительно меняющегося общества, в котором проживали советские граждане. В данном тексте мы рассмотрим основные особенности развития советской культуры в период с 1950-х по 1980-е годы.

После победы в Великой Отечественной войне появилось поколение людей, обладающих способностью нести ответственность, имеющих свое собственное мнение и способных принимать самостоятельные решения. Эти граждане представляли серьезную угрозу для советского правительства, что привело к введению системы тоталитарного контроля как средства удержания власти.

Культура

С началом второй половины XX века главной задачей правительства стала борьба с отклонениями от идеологии «соцстроительства». Партия оказывала значительное давление на граждан, подвергая их тщательному контролю. Этот уровень надзора был настолько высок, что для многих людей утрачивало интерес духовной жизни, включая сферы искусства и науки. События в стране подогревали массовые дебаты вокруг этих областей. Деятели в различных сферах культуры и науки сталкивались с негативными последствиями воздействия на них такой обстановки.

При приходе Хрущева к власти наблюдалось улучшение ситуации, отмечаемое как эпоха Оттепели. Она характеризовалась относительной свободой в культурной сфере и снижением контроля со стороны правительства. Это приносило оживление в культурную и творческую жизнь страны, хотя оказалось временным.

Однако в середине 1970-х годов правительство вернуло себе контроль, введя систему госзаказов и ужесточив цензуру. Ограничения на доступ к зарубежной культуре также были усилены. Финансовые вложения в развитие культуры постоянно росли, но выдающихся результатов достигнуто не было.

Наука

Одним из важнейших научных достижений в периоде было разработанное в 1949 году ядерное оружие под руководством Курчатова и Капицы.

Основным фокусом научных исследований во второй половине XX века стала космонавтика. Также активно проводились исследования в области авиации и аэрогидродинамики. В этот период была успешно создана орбитальная станция «Салют», а также ракетоноситель «Протон».

Значительные успехи также были достигнуты в сфере программирования, где, например, Конторович разработал основы линейного программирования.

В выдающихся научных достижениях отразились лауреаты Нобелевской премии:

  • В 1956 году Семёнов был удостоен премии за исследование химических цепных реакций.
  • В 1962 году Ландау получил награду за теорию жидкого гелия.
  • В 1964 году Басов и Прохоров были отмечены за свои труды по радиоэлектронике и создание лазера.

Ключевым событием в области космонавтики стал полёт Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года, который стал первым в истории человечества полетом в космос.

Литература

Литературное развитие в Советском Союзе наращивалось в различных направлениях:

  1. «Деревенская проза»: Писатели, такие как Распутин, Залыгин, Шукшин и Можаев, выделялись своим творчеством в этом стиле, фокусируясь на повседневной жизни деревни.
  2. Переосмысление Великой Отечественной войны: Некоторые авторы, такие как Васильев, Бондарев и Быков, представили новый взгляд на события войны в своих произведениях, таких как «А зори здесь тихие», «Горячий снег» и «Сотников».
  3. Национальная литература: Гамзатов, Искандер и Айтматов выделялись созданием произведений в стиле национальной литературы, отражая свою культуру и традиции.
  4. Фантастика: Произведения братьев Стругацких стали представителями популярного жанра фантастики, привлекая внимание читателей.
  5. Другие писатели: Астафьев, Трифонов и Абрамов также были заметными литераторами, чьи работы отличались высоким художественным и нравственным уровнем. Однако многие из их произведений печатались в журнале «Самиздат» из-за ограничений в официальных изданиях.

Литературная сцена стала одной из первых областей, реагировавших на перемену в стране в эпоху оттепели. Поэзия приобрела популярность, и поэты-шестидесятники, такие как Рождественский, Ахмадулина, Вознесенский и Евтушенко, привлекали внимание массовой аудитории. Поэтические вечера проводились даже в Политехническом музее Москвы.

Творческие личности периодически сталкивались с преследованиями, что подтверждается случаем Бориса Пастернака. В 1955 году он завершил работу над романом «Доктор Живаго», который отказались издавать в СССР. В конечном итоге роман был опубликован за границей, и в 1958 году Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Однако советское правительство потребовало от писателя отказаться от награды, и за это его исключили из Союза писателей СССР. Пастернака обвинили в антинародности, и травля им привела к тому, что он отказался от нобелевской премии. Этот конфликт серьезно подорвал здоровье писателя, и в 1960 году он скончался.

Еще одним примером травли со стороны государства стал Александр Солженицын. Многие его произведения печатались за границей, что не нравилось советским властям. В 1969 году его исключили из Союза писателей, а в 1970 году он был удостоен Нобелевской премии за роман «Архипелаг ГУЛАГ». Травля привела к тому, что Солженицын вынужден был эмигрировать из Советского Союза.

Также советское правительство не одобрило стихи Иосифа Бродского, считая их обладающими «эстетической независимостью». Это привело к организованной травле в прессе, и сам Бродский был арестован. В 1964 году его осудили на 5 лет ссылки, используя официальную причину «тунеядства».

Многие известные поэты и писатели, такие как Чуковский, Паустовский, Маршак, Ахматова и Твардовский, выступили в его защиту. Тем не менее, в 1972 году после ссылки Бродский эмигрировал в Америку. В 1987 году он получил Нобелевскую премию уже как гражданин США.

Из-за вынужденной эмиграции также пострадали другие творческие личности, такие как Аксёнов с произведениями «Остров Крым» и «В поисках грустного бэби», Войнович с «Жизнью и необычайными приключениями солдата Ивана Чонкина» и поэт Коржавин. Эмиграция затронула не только писателей и поэтов, но и деятелей других областей культуры.

Тем не менее, существовали и писатели, творчество которых не вызывало негодования у правительства, такие как Трифонов, Распутин, Белов и Астафьев. Их произведения затрагивали нравственные темы.

Театр и кинематограф

Во второй половине XX века эстрадное искусство продемонстрировало значительное развитие. В театральной сфере произошли важные события:

  • В 1957 году был основан театр «Современник» с Ефремовым в качестве главного режиссера.
  • В 1964 году появился Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Любимова.

Военная тематика также получила отражение в кинематографе, став самой популярной темой в тот период. Фильмы, такие как «А зори здесь тихие» Ростоцкого, «Война и мир» Бондарчука и «20 дней без войны» Германа, привлекли внимание зрителей. Кино также затрагивало другие темы, включая проблемы молодежи («Застава Ильича»), романтические фильмы («Я шагаю по Москве», «Осенний марафон», «Вокзал для двоих») и знаменитые комедии («Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»). Позже появились остроумные комедии, такие как «Ирония судьбы или с легким паром».

В эстрадном искусстве также происходили значительные изменения:

  • Музыкальный театр выделялся талантами таких оперных певцов, как Образцова, Нестеренко и Вишневская.
  • Балет представлял собой выдающихся артистов, включая Плисецкую, Уланову и Лиепу.
  • Эстрадная песня оживлялась выдающимися исполнителями, такими как Ротару, Кобзон, Магомаев и Пугачёва.
  • В появившейся бардовской песне и вокально-инструментальных ансамблях также происходило заметное развитие.

Живопись

В живописи отразилось государственное обновление с появлением «сурового стиля», который неприкрашенно отображал окружающую действительность и трудовую активность. Примеры сурового стиля в живописи включают работы Жилинского, такие как «Молодые скульпторы», и работы Попкова, например, «Строители Братской ГЭС».

Однако существовали и такие художественные направления, которые не находили поддержки у правительства, например, авангардная живопись. Даже при ослаблении контроля в культурной жизни со стороны Хрущёва, авангард вызвал негативную реакцию. В 1962 году на выставке московских художников в Манеже, Хрущев лишил возможности работать тех художников, кто представил авангардные работы. Некоторые из них были вынуждены эмигрировать. Знаменитая «бульдозерная выставка» в 1974 году, где 24 художника-авангардиста представили свои работы, также была разгромлена.

В целом в искусстве существовало чередование запретов и временных послаблений, а социализм в живописи привел к тому, что советские зрители начали воспринимать только те картины, которые копировали реалии окружающей действительности.

Система образования

В 1958 году был введен новый закон в системе образования, направленный на интеграцию школьного обучения с трудовой деятельностью на промышленных предприятиях. Официально данная инициатива получила название «связь школы с жизнью» и стала основой для школьной реформы. Основные положения реформы включали в себя переход от 7-летнего к 8-летнему образованию.

Ключевыми аспектами школьной реформы были:

  1. Введение 8-летнего образования вместо 7-летнего.
  2. Обязательное участие школьников, стремящихся получить полное среднее образование и поступить в высшее учебное заведение, в трудовой деятельности на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве по 2 дня в неделю в течение трех лет.
  3. Для поступления в вуз требовался аттестат с опытом работы не менее 2 лет.

Однако эта реформа привела к снижению качества получаемых знаний, и в дальнейшем ее положения были отменены. Негативные результаты образовательной реформы вызвали кризис в системе образования.

Архитектура и скульптура

В сфере скульптуры также присутствовали авангардисты, с которыми не соглашался Хрущёв.

Кроме того, в это время скульпторы создавали выдающиеся здания и сооружения, в том числе посвященные Великой Отечественной войне:

  1. В 1960-е годы на Мамаевом Кургане был воздвигнут памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы, скульптором которого был Вучетич.
  2. В 1960 году в Петербурге был возведен мемориал на Пискаревском кладбище, работали скульпторы Таурит и Исаева.

Также стоит отметить, что помимо военной тематики, существовали и другие значимые сооружения, такие как здание МГУ на Воробьевых горах и здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади.

В заключение можно отметить, что период с 1950 по 1980 годы оставил неизгладимый след в истории советской культуры. Вопреки ограничениям и идеологическим рамкам, творческие личности проявляли уникальность и выражали дух времени через свои произведения. Советское общество сталкивалось с вызовами и трудностями, но при этом культура становилась площадкой для самовыражения и поиска идентичности. Разнообразие направлений искусства в эти годы свидетельствует о том, насколько богата и сложна была культурная жизнь страны. Этот период остается интересным объектом исследования и понимания эволюции советской культуры в условиях динамичных перемен.

Помогла статья? Оцените её

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...