Возникновение государственности у восточных славян

Согласно записям в Повести временных лет, раньше все славяне считались одной нацией. Однако с II по VI век нашей эры произошло Великое переселение народов, в результате которого славяне разделились на три основные группы. Некоторые славяне ушли на Запад и стали известны как венеды, включая предков поляков, чехов и словаков. Другая часть, известная как склавины, отправилась на Юг и стала предками болгар, сербов и хорватов. Анты, третья группа славян, поселились на Востоке и стали предками русских, украинцев и белорусов. Они обосновались на пространстве от Ильменского озера до Причерноморья и от Карпатских гор до Волги.

Распределение восточных славян: различные теории

Существуют дискуссии в исторической науке относительно идентичности восточных славян и их происхождения. Существует множество теорий о происхождении восточных славян, которые в основном делятся на миграционные (восточные славяне как «пришельцы») и автохтонные (восточные славяне как коренной этнос Восточной Европейской равнины).

Теории происхождения восточных славян:

  • Миграционные теории.
  • Автохтонные теории.

В центре повествования Нестора находится объединение племен полян, которые обитали в центральной части Поднепровья вокруг Киева. Согласно рассказам Нестора, в VI веке этими землями правили три брата: Кий, Щек, Хорев, и их сестра Лебедь. Среди различных теорий происхождения восточных славян наиболее распространенной и широко признанной является миграционная теория, известная также как Дунайская или Балканская теория. Именно этой теории придерживался Нестор, первый русский историк и автор «Повести временных лет», монах Киево-Печерской лавры.

Поляне, после подчинения северян (с центром в Чернигове), создали протогосударство в виде «союза племенных объединений». Нестор, хотя являлся прокиевским историком, также упоминает о втором древнерусском центре — на севере. Этот центр формировался вокруг Ильменских словен, проживающих в районе Новгорода. Самым могущественным союзом племен, который подчинил словен, были кривичи (с центром в Смоленске). Они контролировали торговые пути в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Кроме того, новгородцы платили дань угро-финским племенам.

Всего было тринадцать союзов восточнославянских племен: белые хорваты, дулебы, поляне, уличи, радимичи, северяне, дреговичи, полочане, словене, кривичи, тиверцы, волыняне и бужане.

Однако все эти племена не могли мирно сосуществовать на одной территории, поскольку каждое из них претендовало на главенство. Нестор отмечал: «Наша земля велика и обильна, но в ней нет порядка». В 862 году новгородцы приняли решение пригласить трех братьев из варяжского племени Русь — Рюрика, Синеуса и Трувора, чтобы они стали править. В тот же год Рюрик стал князем в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор — в Изборске. Сегодня уже известно, что Рюрик пришел править не с братьями, а со своим родом («sine hus» — «свой род») и верной дружиной («thru varing» — «верная дружина»).

Таким образом, согласно Нестору, возникло государство — Новгородская Русь.

Предпосылки возникновения государства

Внутренние предпосылки:

  • Экономические факторы: разделение труда на производительный и военно-управленческий, развитие земледелия, формирование земледельческих общин и неравномерное экономическое развитие племенных союзов.
  • Развитие ремесла и отделение его от земледелия.
  • Развитие торговли, что привело к усовершенствованию орудий труда и появлению новых способов производства.

Духовные предпосылки:

  • Общая языческая религия, обычаи и традиции, которые объединяли различные племенные союзы.

Внешнеполитические предпосылки:

  • Защита торговых путей от хазар и норманнов, что способствовало формированию управленческой группировки, связанной с торговлей.
  • Формирование крупных племенных объединений на Севере (Новгород) и на Юге (Киев) и заключение межплеменных союзов.
  • Установление института наследования княжеской власти.

Предпосылки образования Древнерусского государства могут быть разделены на внутриполитические и внешнеполитические факторы.

Внутриполитические предпосылки включают:

  • Экономический аспект, связанный с развитием земледелия, сельского хозяйства, ремесла и торговли. Процессы разделения труда, повышение продуктивности и расширение хозяйственных связей способствовали формированию более сложных социально-экономических отношений.
  • Духовные факторы, такие как общая языческая религия и общие традиции, играли важную роль в объединении различных племен и создании общности менталитета и ценностей.

Внешнеполитические предпосылки можно разделить на внутренние и внешние:

  • Внутренние внешнеполитические предпосылки связаны с возникновением крупных племенных объединений, таких как Новгород и Киев, и заключением межплеменных союзов. Эти союзы способствовали укреплению политической организации и созданию основ для будущего государственного образования.
  • Внешние внешнеполитические предпосылки возникли из необходимости защиты от внешних врагов. Важным аспектом была защита торговых путей, таких как «путь из варяг в греки», от хазар и норманнов, что стимулировало формирование управленческих структур, связанных с торговлей и обороной.

В отношении возникновения государства у восточных славян существует несколько теорий и версий, которые исследователи рассматривают и анализируют.

Теории образования Древнерусского государства

В XVIII веке немецкие ученые А.Л. Шлёцер, Г.Ф. Миллер и И. Байер предложили Норманскую теорию, согласно которой немецкие варяги, в частности Рюрик и его приближенные, сыграли ключевую роль в формировании Древнерусского государства. Однако эта теория вызвала негативную реакцию многих русских деятелей того времени, и в ответ была выдвинута Антинорманская (Славянская) теория. Защитником этой теории стал М.В. Ломоносов, который утверждал, что государство не может быть привнесено извне, и что славяне сами создали свое государство, которое возникло в результате внутренних предпосылок. Антинорманнисты также считали варягов «родственниками» славян.

В настоящее время общепринятым является мнение о том, что образование Древнерусского государства было результатом взаимодействия как внутренних, так и внешних предпосылок. Центристская теория Л.А. Кацва и А.Л. Юргановой подчеркивает этот комплексный подход, считая, что как внутренние, так и внешние факторы оказали значительное влияние на формирование государственности Древней Руси.

Этапы формирования государства у восточных славян

I. Формирование племенных федераций на Юге с центром в Киеве и на Севере (Новгород).
В этом этапе происходило объединение различных племен в федерации, которые имели свои центры в Киеве и Новгороде. Эти федерации представляли собой первые шаги к формированию будущего государства.

II. Молодая языческая Русь (882-988 годы).
В этот период Древнерусское государство, известное как молодая языческая Русь, достигло своего начального становления. Важной особенностью этого времени было сохранение языческой религии и обычаев, а также постепенное развитие культуры и общества.

III. Киевская Русь под единым князем (конец IX века – первая треть XII века). Расцвет христианской культуры.
На этом этапе Киевская Русь стала укрепляться и развиваться под руководством единого князя. Этот период характеризовался расцветом христианской культуры, принятием христианства как государственной религии и стремлением к укреплению и централизации государственной власти.

Помогла статья? Оцените её

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...